Гёте, Иоганн Вольфганг фон


Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт, драматург, романист, учёный-энциклопедист, государственный деятель, театральный режиссёр и критик[2].

Среди его работ — пьесы, поэзия, литература и эстетическая критика, а также трактаты по ботанике, анатомии и цвету. Он широко считается величайшим и самым влиятельным писателем на немецком языке, его творчество оказало глубокое и широкое влияние на западную литературную, политическую и философскую мысль с конца XVIII века до наших дней[2][3].

Гёте поселился в Веймаре в ноябре 1775 года после успеха своего первого романа «Страдания юного Вертера» (1774). Он был возведен в дворянское достоинство герцогом Саксен-Веймарским Карлом Августом в 1782 году. Гёте был одним из первых участников литературного движения «Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang). В первые десять лет своего пребывания в Веймаре Гёте стал членом тайного совета герцога (1776—1785), входил в состав военной комиссии и комиссии по дорогам, руководил возобновлением добычи серебра в близлежащем Ильменау и провел ряд административных реформ в Йенском университете. Он также участвовал в планировании ботанического парка в Веймаре и перестройке Герцогского дворца[4][Прим. 1].

Первая крупная научная работа Гёте, «Метаморфозы растений», была опубликована после его возвращения из поездки по Италии в 1788 году. В 1791 году он стал директором-распорядителем театра в Веймаре, а в 1794 году завязал дружбу с драматургом, историком и философом Фридрихом Шиллером, премьеры пьес которого он ставил до самой смерти Шиллера в 1805 году. В этот период Гёте опубликовал свой второй роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», стихотворную эпопею «Герман и Доротея», а в 1808 году — первую часть своей самой знаменитой драмы «Фауст». Его беседы и различные совместные начинания в 1790-е годы с Шиллером, Иоганном Готлибом Фихте, Иоганном Готфридом Гердером, Александром фон Гумбольдтом[5], Вильгельмом фон Гумбольдтом, Августом и Фридрихом Шлегелями стали называть веймарским классицизмом.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал «Годы учения Вильгельма Мейстера» одним из четырех величайших романов, когда-либо написанных[6][Прим. 2], а американский философ и эссеист Ральф Уолдо Эмерсон назвал Гёте одним из шести «представителей человечества» в своей одноименной работе (наряду с Платоном, Эммануилом Сведенборгом, Монтенем, Наполеоном и Шекспиром). Комментарии и наблюдения Гёте легли в основу нескольких биографических работ, в частности, «Беседы с Гёте» Иоганна Петера Эккермана (1836). Его стихи были положены на музыку многими композиторами, включая Моцарта, Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Листа, Вагнера и Малера.