Риго, Гиацинт


Гиаци́нт, или Жасен (по каталонски: Жасинто), Риго́, Риго-и-Рос, Хиакинф-Франсуа-Оноре, имя при рождении Хиакинф Риго-Рос-и-Серра (фр. Hyacinthe Rigaud, кат. Jacint Rigaud, né Jacint Francesc Honorat Matias Rigau-Ros i Serra; 18 июля 1659, Перпиньян — 27 декабря 1743, Париж) — франко-каталонский живописец академического направления, мастер парадного «статуарного» портрета «Большого стиля» времени правления Короля-Солнце Людовика XIV. Наряду со своим современником Николя де Ларжильером — один из крупнейших портретистов эпохи. С 1700 года академик (ассоциированный член с 1684 г.) и с 1733 года ректор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже[2][3].

Гиацинт Риго родился в 1659 году в городе Перпиньяне (Северная Каталония, ныне провинция Восточные Пиренеи, Франция). Внук художников-позолотчиков церковной утвари из Руссильона (Каталония) и сын портного Матиаса Риго, он был старшим братом художника Гаспара Риго. Сначала обучался в портновской мастерской отца, но в 1671 году, после смерти отца, его отправили в Монпелье учиться живописи под руководством Антуана Ранка. Затем, четыре года спустя, переехал в Лион. Именно в этих городах он познакомился с фламандской, голландской и итальянской живописью Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и Тициана, картины которых он позднее коллекционировал. «Ван Дейк какое-то время был его единственным наставником. Он копировал его неутомимо»[4].

Приехав в Париж в 1681 году с целью усовершенствовать своё мастерство, увидев работы художников, составлявших знаменитую Академию, которую король Людовик XIV основал там в начале своего правления. На следующий год он выиграл Римскую премию, но, послушaвшись первого живописца короля Шарля Лебрена, не поехал в Италию. Лебрен восхищался произведениями молодого каталонца, поэтому и отговорил его от римского путешествия, дабы он полнее посвятил себя портретной живописи, более прибыльному жанру, чем «историческая живопись», которая, тем не менее, в Академии считалась была более достойной[5].

В 1700 году Риго был избран в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже за предоставленный комиссии портрет г-на Де ла Шапельи и оставался действующим академиком до своей отставки в 1735 году. В Париже сложилась крепкая дружба живописца и гравёра Пьера Древе, в особенности благодаря созданию великолепного портрета гравёра работы Гиацинта Риго (1700). С тех пор Древе гравировал многие портреты работы Риго, включая великолепные портреты архитектора Робера де Кота, живописца Шарля Лебрена и ещё одного верного друга, скульптора Антуана Куазево.