Гибралтарские тоннели


Тоннели Гибралтара строились в течение почти 200 лет, в основном британской армией[1]. На суше площадью всего 2,6 квадратной мили (6,7 км2) у Гибралтара около 34 мили (55 км) туннелей, что почти вдвое превышает длину всей дорожной сети. Первые туннели, выкопанные в конце XVIII века, служили проходами между артиллерийскими позициями и размещали орудия в амбразурах, прорезанных в Северной стене Скалы. В XIX веке было построено больше туннелей, чтобы облегчить доступ к отдалённым районам Гибралтара и разместить склады и резервуары для водоснабжения Гибралтара.

XX век стал свидетелем наибольшей протяжённости туннелей, когда Скала была превращена в огромную подземную крепость, способную вместить 16 000 человек вместе со всеми припасами, боеприпасами и оборудованием, необходимым для выдерживания длительной осады. Проходка туннелей окончательно прекратилась в 1968 году, когда было расформировано последнее специальное подразделение британской армии по прокладке туннелей. С тех пор туннели постепенно передавались гражданскому правительству Гибралтара, хотя некоторые из них по-прежнему принадлежат Министерству обороны, а некоторые были полностью закрыты, поскольку в настоящее время в них слишком опасно заходить.

Гибралтарская скала — это холм юрского доломитового известняка с серией «сланцевых» образований, лежащих под и частично перекрывающих известняк[2]. Он состоит в основном из серии карбонатных отложений от 400 до 600 метров (1,300 - 2,000 футов), варьирующаяся от тёмно-серого битумного доломита в основании до очень мощной, очевидно однородной толщи светлых или средне-серых мелкозернистых известняков. Похоже, что образование было заложено в тропической среде, в чем-то похожей на сегодняшние Багамы, и на основании свидетельств окаменелостей был предложен раннеюрский (синемурийский) возраст известняков Гибралтара, хотя по внешнему виду он очень похож на известняк каменноугольного периода, который лежит в основе большей части Англии и Уэльса[3][4].

Толстая подстилка, обширная цементация и доломитизация сделали её в целом стабильным инженерным материалом[4]. Туннелирование было возможно почти по всей Скале, за исключением одного региона, где это было запрещено из-за высокого давления грунтовых вод. В некоторых областях зоны слабых пород или интрузии нижележащих или вышележащих «сланцев» вызвали нестабильность туннелей[3].