Гидрия


Ги́дрия (др.-греч. ὑδρείον, ὑδρία — водяной кувшин, сосуд, от (др.-греч. ὑδωρ — вода) — древнегреческий сосуд, кувшин для воды из керамики или бронзы.

Отличительной особенностью древнегреческой гидрии являются три ручки: две из них расположены горизонтально по бокам, за них сосуд держали обеими руками, подставляя его под бьющую из источника струю воды. За третью, вертикальную ручку, расположенную посередине, удобно носить пустую гидрию либо разливать из неё воду в более мелкие сосуды или чаши. «С гидриями девушки ходили за водой к источнику; наполненный сосуд несли на голове либо на плече, придерживая его одной рукой. Такие изображения можно видеть в росписях этих же сосудов»[1].

Закономерности формообразования древнегреческой гидрии в сравнении с такими же закономерностями в архитектуре изложил в своей «Практической эстетике» архитектор и теоретик Готфрид Земпер. Гидрии, так же, как амфоры, лекифы и лутрофоры, использовали и в заупокойном культе для хранения пепла усопших. Древние эллины верили, что в гидриях живёт душа покойника, поэтому такие сосуды ставили на могилы. Гидрии известны с архаической эпохи; в искусстве Крита гидрии отличаются стройными пропорциями, в сосудах геометрического стиля шейка чётко отделена от тулова сосуда; дальнейшая эволюция, начиная с VI в. до н. э., приводит к более обтекаемой форме[2].

Миниатюрные гидрии получили название гидриск. В поздний, эллинистический период гидрию в заупокойном культе частично заменил другой сосуд — кальпида (др.-греч. καλπίς — кружка). Он имеет сужающееся книзу округлое тулово, высокие «плечики» и две вертикальные ручки по бокам. Сверху иногда имеется крышка с ручкой в форме бутона или шишки пинии[3].

Шедевром античного искусства является знаменитая Кумская гидрия, или «Царица ваз» (Regina Vasorum). Она хранится в собрании Санкт-Петербургского Эрмитажа. «Царицей ваз» за красоту силуэта и изящество пропорций назвал это произведение русский писатель Д. В. Григорович, автор путеводителя «Прогулка по Эрмитажу» (1865). Ваза происходит из раскопок в итальянской Кампании, в захоронении близ г. Кумы на побережье Неаполитанского залива. Она была приобретена российским правительством в 1861 году в числе пяти тысяч античных сосудов, мраморных скульптур и изделий из бронзы, входивших в распроданную по частям коллекцию маркиза Дж. П. Кампана.