Гидроторф


Этот гидравлический способ разработки торфа, изобретённый в 1914 году инженерами Р. Э. Классоном[3] и В. Кирпичниковым[4], получил широкое развитие в 20-х и 30-х годах XX века и способствовал в тот период созданию крупных торфяных предприятий индустриального типа[5].

Этот способ добычи торфа считался в то время наиболее прогрессивным, в его честь был назван посёлок Гидроторф, который с 1932 года стал посёлком городского типа[6].

С 1936 года для очистки карьера от пня и других древесных остатков при работе струи использовались скреперные установки, состоящие из трёхбарабанной самоходной лебёдки, специального пеньевого скрепера и системы блоков и тросов, также для сокращения длины массопроводов от кранового агрегата до аккумулятора применялись двойные проходы, при которых торфососный кран одну половину сезонного прохода идёт в одном направлении (от аккумулятора), а другую половину, развернувшись на 180°, — в другом (к аккумулятору)[4].

Развитие гидроторфа обеспечило создание крупномасштабной торфяной промышленности и снабжение топливом районных торфяных электростанций, построенных по плану ГОЭЛРО и в годы первых пятилеток — Шатурской, Горьковской, Ивановской, Тверской, Ленинградской[2].

Добыча гидроторфа развивалась быстрым темпом: в 1921 году работало всего 2 установки, в 1936 году — 126 агрегатов гидроторфа (89 нового стандарта и 37 сверхстандарта), которые дали 5 733 000 т воздушно-сухого торфа (30 % влажности), что составило 42,8 % от всего торфа, вырабатываемого предприятием системы НКТП СССР[4]. Всего этим способом было добыто около 187 млн т воздушно-сухого торфа[2].

Гидравлический способ в 1950-60-е годы был заменён более продуктивным поверхностно-послойным способом добычи торфа[2].