Гизе, Мариэтта Эрнестовна


Мариэ́тта Эрне́стовна Гизе (13 (26) июня 1914 — 16 марта 2011) — российский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, автор книг и статей[1].

Мариэтта Эрнестовна Гизе родилась 13 (26) июня 1914 года в Санкт-Петербурге, в семье известного врача-невропатолога Эрнеста Августовича Гизе[2]. В 1938 году окончила архитектурный факультет Государственного Института Живописи Скульптуры и Архитектуры Всероссийской Академии художеств по специальности архитектор-художник.

Первую блокадную зиму 1941–1942 года провела в Ленинграде. С апреля 1942 года работала тригонометристом в вычислительном отделе Государственного оптического института, затем вместе с бо́льшей частью сотрудников ГОИ была эвакуирована в город Йошкар-Ола. В 1945 году после возвращения из эвакуации поступила на работу в архитектурную мастерскую № 13 Ленпроекта[3], которую возглавлял действительный член Академии архитектуры СССР А. С. Никольский[4].

В 1948 году Мариэтта Эрнестовна получила предложение перейти на преподавательскую работу в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной [5], в общей сложности более 50 лет. Сначала на кафедре графики, затем на кафедре истории искусств и культурологии, где в должности профессора работала практически до конца жизни. Подготовила и вела курсы по всеобщей истории искусства, истории орнамента, истории архитектуры, истории дизайна. М. Э. Гизе работала вместе с известными деятелями искусства, в числе которых: О. Л. Лялин, Л. Н. Линдрот, В. А. Кирхоглани, П. Е. Корнилов, М. А. Шепилевский, И. А. Вакс и В. С. Васильковский. В качестве педагога М. Э. Гизе запомнили и с благодарностью вспоминают студенты нескольких поколений. Её ученики работают во многих городах России, во Франции и Израиле. Некоторое время М. Э. Гизе работала в Музее истории Санкт-Петербурга, где занималась формированием фонда архитектурной графики).

В 1951 году М. Э. Гизе на заседании ученого совета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры по теме «Архитектурные принципы искусственного освещения города». В качестве приложения к диссертации автором был выполнен проект точечного освещения Невского проспекта со световым выявлением наиболее значительных архитектурных памятников[6]. 1960–1970 годы можно считать началом исследований М. Э. Гизе, посвященных взаимосвязи художественной и технической культуры России в XVIII – начале XX вв. Предметом её исследования становится художественное творчество в проектировании инструментов, приборов, машин и станков в его связях с научными и техническими достижениями своего времени.