Гилберт и Салливан


Гилберт и Салливан — театральное сотрудничество викторианской эпохи либреттиста Уильяма Гилберта (1836—1911) и композитора Артура Салливана (1842—1900). В период с 1871 по 1896 год они создали четырнадцать комических опер[1], которые часто упоминаются как оперетты, среди которых наиболее известными являются «Корабль Её Величества „Пинафор“», «Пираты Пензанса» и «Микадо»[2].

Гилберт создал причудливые сюжеты этих опер, в которых всё «шиворот-навыворот» (англ. topsy-turvy), где каждый абсурд доводится до логического конца: феи вращаются в обществе британских лордов, флирт является преступлением, гондольеры претендуют на монарший престол, а пираты оказываются заблудившимися аристократами[3]. Салливан, который был младше Гилберта на 6 лет, внёс вклад своей музыкой, легко запоминающимися мелодиями, которые передают и юмор и пафос.

Гилберт начал писать в период, когда театр в Британии имел плохую репутацию[4]. В своём инновационном подходе к драматургии он следовал за Томасом Уильямом Робертсоном[англ.], и уже в первых комических операх, написанных для Томаса Германа Рида, смог сделать представления благопристойным развлечением[4][5].

Салливан, имевший репутацию одного из самых талантливых английских композиторов, был известен как автор нескольких крупных музыкальных произведений, в том числе балета «Зачарованный остров» (1864). В 1866 году он обратился к жанру комической оперы, написав «Cox and Box».

Гилберт и Салливан были официально представлены друг другу композитором Фредериком Клеем в 1870 году, на репетиции второй постановки музыкального представления «Ages Ago» на музыку Ф. Клея и либретто У. Гилберта[6][7], за год до первой совместной работы[8].

В 1871 году композитор Салливан вступил в сотрудничество с драматургом, поэтом и либреттистом Уильямом Гилбертом. Их первая совместная опера «Феспиc» (партитура этой оперы сейчас утрачена) рассказывала о легендарном древнегреческом поэте; в сюжете участвовали мифологические герои и олимпийские боги. Опера большого успеха не имела, и сотрудничество прекратилось: Салливан вернулся к симфонической музыке[9], а Гилберт снова взялся за пьесы для драматического театра[10].