Гимназия Императорского человеколюбивого общества


Санкт-Петербургская гимназия Императорского человеколюбивого общества (Дом воспитания бедных детей) — среднее учебное заведение Российской империи, располагавшееся в Санкт-Петербурге.

В 1817 году совет Императорского человеколюбивого общества решил открыть «Дом воспитания и призрения бедных» для бедных мальчиков, в особенности круглых сирот, и для мужчин-инвалидов и стариков без различия званий и исповеданий.

Через два года такое совмещение было найдено найдено неудобным, и это благотворительное учреждение было преобразовано в учебное начальное заведение под названием «Дом воспитания бедных детей» с «целью дать призрение и образование для поступления в гражданскую службу, к канцелярским и счётным должностям и конторским занятиям: счетоводству на заводах, фабриках и в домах русского купечества», следовательно, предполагалось готовить мелких клерков, или — как их тогда называли — «стрекулистов». В высочайше утверждённом 19 ноября того же года Положении была указано благая цель учреждаемого училища: «Спасать беспомощных детей от угрожающей им праздной жизни и развращения нравов, образуя из них христиан, угодных Богу и граждан, полезных Отечеству».

Для Дома воспитания в 1817 году у действительного статского советника Даниила Масальского, директора Училища корабельной архитектуры, за 100 тысяч рублей ассигнациями купили каменное трёхэтажное здание на Крюковом канале близ Кашиного моста. Его перестройкой и приспособлением занимался известный петербургский архитектор В. П. Стасов. Он украсил главный фасад пилястрами, во дворе выстроил жилой флигель. Постройка флигеля, служб и первоначальное Дома воспитания обошлось в сумму около 100 500 рублей ассигнациями.

Первоначальный штат должностных лиц «Дома воспитания» состоял из директора, двух его помощников и эконома. Эти лица составляли Правление. 10 апреля 1819 года первым директором «Дома воспитания» был назначен статский советник Иван Андреевич Петров, председатель Попечительского комитета о бедных Императорского человеколюбивого общества.

В феврале 1820 года были приняты на полное содержание 100 мальчиков от 6 до 10 лет разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Это были малоимущие дети, сироты и полусироты. Они были распределены по возрастам в 2 класса. Учебная программа была рассчитана на четыре года — по два года в каждом классе.