Гиперкалькулия


Гиперкалькулия — особое состояние развития, при котором способность выполнять математические вычисления значительно превосходит общие способности к обучению и школьные достижения по математике[1]. Проведённое в 2002 году нейровизуализационное исследование ребёнка с гиперкалькулией показало, что в правой височной доле больший объём мозга. Последовательное сканирование SPECT выявило гиперперфузию над правой теменной областью при выполнении арифметических задач[2].

Дети в любом возрасте могут быть сильнее по языку или математике, но очень редко по обоим. Дети-аутисты ничем не отличаются. Редким примером ребёнка с множеством склонностей к учёности является случай тринадцатилетней девочки. Пачева, Паной, Гиллберг и Невилл обнаружили, что эта молодая женщина не только обладает способностями к гиперкалькуляции, но также демонстрирует возможности гиперлексии и гипермнезии[3].

В исследовании, опубликованном в 2014 году, изучались профили успеваемости по чтению и математике и их изменения с течением времени в выборке детей в возрасте 6—9 лет с диагнозом расстройство аутистического спектра. Они обнаружили, что существует четыре различных профиля достижений: более высокие достижения (39 %), гиперлексия (9 %), гиперкалькулия (20 %) и более низкие достижения (32 %)[4]. В предыдущем исследовании, проведённом в 2009 году, уровень гиперкалькулии у подростков с РаС оценивался в 16,2 %[5][6].

По словам Вэя, Кристиано, Ю, Вагнера и Спайкера, исследование профиля достижений РаС, гиперкалькулии, иногда упускается из виду в академической среде. Иногда этот недосмотр является результатом того, что больше ресурсов тратится на понимание способностей детей, у которых проявляется гиперлексия. Дети с РаС показали различные результаты во время тестирования на гиперкалькулию. Некоторые из этих различных результатов указывают на то, что выполнение математических задач и задач по решению задач ниже среднего, средний уровень владения языком и высокие успеваемость, превышающие 99- й процентиль по «стандартизированным показателям математических достижений»[4].

Продолжаются дискуссии о причине гиперкалькулии наряду с другими представлениями учёных. Некоторые исследователи предполагают, что навязчивые тенденции могут вызвать повышенное внимание к определённым областям их жизни[2].

Люди с аутизмом иногда уделяют много времени, энергии и внимания расписанию или распорядку дня, календарным расчётам, числам или счёту и/или музыке[7].