Гипноз


Гипно́з (др.-греч. ὕπνος «сон») — временное состояние, характеризующееся резкой фокусировкой внимания и высокой подверженностью внушению; состояние гипноза вызывается воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением[1][2][3].

Вопреки распространённым заблуждениям, состояние гипноза не похоже на сон[4][5]. Это состояние не может быть вызвано против воли[6]. Гипноз увеличивает вероятность появления ложных воспоминаний[7][8]; успешность введения в гипноз определяется не только навыком гипнотизёра, но и гипнабельностью испытуемого; загипнотизированные люди сохраняют память, способны лгать, сопротивляться внушениям[9], гипноз не может заставить людей проявлять несвойственную им физическую силу или делать нехарактерные или неприемлемые для них вещи[10].

Вопрос о том, относится ли гипноз к изменённым состояниям сознания, остаётся открытым[11]. Данные исследований показывают, что гипноз сопровождается изменениями в работе мозга[12], но достоверный физиологический маркер, указывающий на дискретное состояние гипноза, пока не найден.

Гипнотическое воздействие известно более 3 тысяч лет. Оно применялось жрецами Древнего Египта, Индии, Тибета, врачевателями Востока, позднее использовали в своей практике врачеватели Древней Греции и Рима. Гипноз назывался разными именами (Шойфет).

Этнограф Мирча Элиаде обнаружил, что состояние транса используется в многочисленных культурах по всему миру, например на Тибете, в Сибири, в Корее и в Южной Америке. Средневековый врач Ибн Сина писал о том, что человек может воздействовать на внешние явления силой взгляда. Он также ввел понятия внушения и самовнушения[13].

В Европе в XVIII в. Антон Франц Месмер называл гипноз животным магнетизмом. В 1784 году ученик Месмера Арман де Пюисегюр  (англ.) (1751—1825) сделал важное открытие. Он выяснил, что для лечения нет необходимости в прикосновении к телу пациента. Сначала де Пюисегюр вызывал «целительные кризисы», производя пассы на расстоянии около 30 см от пациента. Затем де Пюисегюр пришёл к выводу, что в этих кризисах нет необходимости. Вместо этого он начал погружать пациентов в состояние, внешне схожее со сном; де Пюисегюр назвал это состояние «сомнамбулизмом». В этом состоянии пациент становился способен указать на причину своей болезни. Несмотря на это открытие, де Пюисегюр продолжал верить в силу магнетизма. В частности, для того, чтобы большее число больных могло получить исцеление, он «намагнетизировал» дерево в своём имении. Одним из объектов изучения для де Пюисегюра был крестьянин по имени Виктор. Неграмотный и склонный выражаться грубо, в состоянии «сомнамбулизма» Виктор говорил на очень правильном и изысканном языке. Кроме того, в этом состоянии Виктор был способен устанавливать медицинские диагнозы, точность которых изумляла врачей[14].