Гипотеза эффективного рынка


Гипотеза эффективного рынка (англ. efficient market hypothesis, EMH) — гипотеза, согласно которой вся существенная информация немедленно и в полной мере отражается на рыночной курсовой стоимости ценных бумаг. Различают слабую, среднюю и сильную формы гипотезы эффективного рынка. Гипотезу сформулировал американский экономист Юджин Фама[1] в своей статье для журнала "Journal of Business", опубликованной в 1965 году.

Гипотеза эффективного рынка может быть сформулирована следующим образом: рынок является эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива.

Против гипотезы эффективного рынка существует ряд критических соображений теоретического и практического характера

Внутренняя логическая проблема, заключающаяся в том, что рынок, даже теоретически, не может стать полностью эффективным на долгий срок.

Связано это с тем, что для достижения эффективности на рынке должны действовать активные участники (трейдеры, арбитражеры, инвесторы), которые своими сделками приводят рынок к эффективному. Однако если рынок эффективен, то тогда активные участники не смогут получить от своих действий прибыль и уйдут, после чего рынок снова станет неэффективным.

Таким образом, в долгосрочной перспективе рынок может либо оставаться постоянно в какой-то степени неэффективным, либо совершать колебания относительно некоторого уровня. В случае колебаний рынок может на какое то время стать абсолютно эффективным, однако такое состояние является неустойчивым, поскольку на рынке не останется активных инвесторов и отклонения от равновесия начнут нарастать.