Гипотетико-дедуктивный метод


Гипотетико-дедуктивный метод (от греч. ὑπόθεσις — предположение; от лат. — deductio[1] — выведение) — это особый метод научно-исследовательской работы, который заключается в представлении утверждений как гипотез и в эмпирической проверке данных гипотез.

Во многих источниках данный метод принято сокращать как «H-D метод»[2]. Стоит отметить, что вывод гипотез происходит на основании имеющихся у ученого или исследователя эмпирических знаний, которые способствуют выведению эмпирических следствий[3]. Сущность гипотетико-дедуктивного метода состоит в том, что изначально формируется «…гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется или конкретизируется»[4]. Данный метод используется не только в научной сфере, но и в психологии. В мире науки можно найти огромное число версий в формулировании гипотетико-дедуктивного метода. Так, например, голландский учёный Христиан Гюйгенс своеобразно использовал такой метод в своих исследованиях[5]. Более того, Галилей и Ньютон являются представителями данного метода.

Существует колоссальное количество работ и учений о методах, однако проблема состоит в их легитимности использования. Гипотетико-дедуктивный метод представляет собой оригинальное соединение таких понятий как гипотеза и дедукция. Появление такого метода связано с постоянным поиском истины, которая не может быть выведена и обоснована достаточно простым способом. Безусловно стоит сказать о том, что проблема использования индукции и дедукции прослеживается с античных времен, поскольку не только ученые, но и философы стремятся найти универсальный научный метод. В данном методе использование дедукции обосновывается тем, что она позволяет сделать достоверное заключение об истинности высказывании на основании знания об истинности набора других высказываний, то есть выведение происходит «сверху». Если провести сравнительный анализ, то аргументов в пользу дедукции будет значительно больше, так как при индукции мы идем от частного к общему, поэтому необходимость в использовании дополнительных положений является обоснованной. При индуктивных рассуждениях с истинными посылками нет достаточных гарантий в истинности заключения[1]. Дедуктивное рассуждение состоит в том, что заключение следует из посылки с логической необходимостью. И, как отмечал Лейбниц,

Не только Лейбниц, но и К. Поппер отрицал роль индуктивного метода по причине, что невозможно построить правильное и полное истинное знание, не привнося что-то ещё, то есть будет постоянный регресс[7]. На этом основании можно заключить, что использование дедукции является важным и актуальным в научной сфере.