Гиюр


Гер (м. р. евр. яз. גֵר‎ — «пришлец») — слово библейского еврейского языка, встречающееся в Торе[1]. Гиёрет (ж. р. גִיוֹרֶת‎ — «прозелитка») — слово из Мишны[2].

Первыми примерами обращения неевреев в иудаизм можно считать Иофора — тестя Моисея, и Руфь, а также в Талмуде и более поздних кодексах формализована процедура прозелитизма. Кандидат обязан принять на себя бремя всех 613 заповедей Торы перед судом из трёх судей. Если кандидат — мужчина, ему делают обрезание, после выздоровления — твила в микве завершает процедуру. Женщину только окунают в микве. В древние времена, согласно Торе, кандидат также приносил жертву[3] и раввинский суд окроплял прозелита кровью жертвы. Если кандидат уже обрезан, производят заменяющий ритуал — извлечение капли крови путём укалывания.

Гер и гиёрэт — люди, которые не являются этническими евреями или чья мать не является еврейкой, прошедшие иудейский обряд гию́р. Дети обращённой женщины, зачатые до гиюра, но рождённые после, также являются гéрами. Её дети мужского пола, зачатые после гиюра, являются евреями по рождению, девочки являются еврейками по рождению, за исключением права выйти замуж за коэна, в том случае, если их отец — не еврей по рождению. Иудаизм не приветствует обращение только ради брака. Сомнительный гиюр может быть признан недействительным даже спустя длительное время, что, согласно иудаизму, негативно сказывается на судьбе детей, рождённых в таком браке[9].