ГУМ


ГУМ (аббревиатура от «Государственный универсальный магазин», до 1921 года[2]Верхние торговые ряды) — крупный торговый комплекс (универсальный магазин) в центре Москвы, который занимает местность Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь. Позиционирует себя как главный универсальный магазин страны и целый торговый квартал[3].

Здание, построенное в 1893 году в русском стиле, является памятником архитектуры федерального значения и находится в федеральной собственности.

Предположительно на этом месте с XVI века располагался Великий посад, где велась торговля[5]. На месте обветшавших лавок XVIII века при Екатерине II началось проектирование грандиозного торгового центра в стиле классицизма. Проект разработал сам Кваренги, но строительство велось городскими архитекторами наспех и до конца доведено не было[6]. После пожара 1812 года торговые ряды перестроил другой мастер классицизма, Осип Бове.

Здание было расположено в квартале между Красной площадью и Ветошным проездом по радиусу: как свидетельствуют документы того времени, длина фасада, выходившего на Красную площадь, составляла 116 сажен, а выходившего на Ветошный проезд — 122 сажени.

Здание Верхних торговых рядов быстро обветшало и морально устарело. Уже в 1869 году московский генерал-губернатор потребовал от городской думы рассмотреть вопрос о реконструкции торгового комплекса. Владельцы лавок, не желавшие стороннего вмешательства в их дела, выступили со встречной инициативой: они создали собственную комиссию по перестройке рядов. В течение 20 лет представители лавковладельцев вели безрезультатные переговоры с городским самоуправлением. С одной стороны, торговый комплекс состоял из более чем 600 отдельных владений, находившихся в собственности более чем 500 лиц; согласование интересов этой массы собственников было затруднительным. С другой стороны, лавковладельцы надеялись выторговать у города какие-либо преференции. В частности, одной из их идей было бесплатное предоставление городом полосы земли, отрезаемой от Красной площади, для расширения проходов между рядами; город категорически не соглашался с таким требованием. В 1880 году городская дума, отчаявшись в успехе переговоров, ходатайствовала перед правительством о создании акционерного общества для перестройки рядов, участие в котором было бы обязательным для лавковладельцев. Но и эта инициатива не нашла достаточной поддержки и заглохла.