Глареан, Генрих


Ге́нрих Глареа́н (лат. Glareanus; настоящая фамилия Лорис — Loris, Loritus; июнь 1488, Моллис, кантон Гларус — 28 марта 1563, Фрайбург-в-Брайсгау) — швейцарский гуманист: теоретик музыки, географ, историк, филолог, математик.

Свой латинский псевдоним Глареан произвёл из названия родного кантона. В 1510 году окончил Кёльнский университет, где изучал философию, богословие, математику и музыку; среди его учителей — богослов и теоретик музыки Иоганн Коклей (1479—1552). За поэтический панегирик в адрес Максимилиана I Габсбурга удостоился императорских наград, в том числе лаврового венка (1512). В 1514 году переехал в Базель, где оставался до 1529 года. Ездил в Италию в 1516 году, во Францию в 1517 году, где познакомился с ведущими гуманистами, в том числе с композитором Жаном Мутоном. С 1529 года профессор поэтики, истории, географии во Фрайбургском университете. Выступал против движения Реформации. Свободно владел греческим языком. Был дружен с Эразмом Роттердамским, который оказал сильнейшее влияние на мировоззрение Глареана, определил характер его восприятия античной философии и культуры.

Среди трудов Глареана (на латинском языке, в том числе «Введение в музыку», 1516) знаменит трактат «Додекахорд» (в переводе с греческого языка «Двенадцатиструнник»), который был издан в 1547, но написан, как полагают современные исследователи, около 1539 года[4]. Для Глареана-учёного характерно стремление к точности и однозначности терминологии: «То, что использовалось древними в порядке, главным образом, поэтической вольности — на это, пожалуй, можно закрыть глаза. Но в научном изложении дело обстоит иначе. Словарь научных дисциплин должен быть незыблемым и постоянным, иначе всюду получится сплошная и нескончаемая ошибка»[5].

От всякого, кто заявляет серьёзную претензию на занятия музыкальной наукой, Глареан требовал соблюдения трёх важнейших условий: знание арифметики, знание (хотя бы начальное) греческого языка, владение монохордом:

Я обращаюсь ко всякому юноше <…> желая стать достойным жрецом сей дисциплины, ты должен выполнить три главнейшие условия, без которых ею в совершенстве овладеть невозможно, созерцай ты сколько угодно и превзойди в размышлениях самого Прометея. Первое — это иметь наготове в памяти правила арифметики, из области как теоретической, так и практической. Затем — не быть полнейшим невеждой в греческом языке, ибо терминология этого искусства по большей части греческая. Третье — иметь под рукой какой-либо инструмент, с помощью которого можно было бы также и слухом отмерять все звуки[6].

Центральная тема в «Додекахорде» — учение о ладах. Ссылаясь на античных музыкальных теоретиков (важнейшим авторитетом для Глареана оставался Боэций), Глареан добавил к восьми традиционным церковным ладам (тонам) ещё четыре: ионийский автентический (по свидетельству Глареана, самый распространённый в современной ему музыке), ионийский плагальный, эолийский автентический, эолийский плагальный: