Глеб Василькович


Глеб Василькович (2 мая 1237 — 13 декабря 1278) — первый князь Белозёрский (1238—1278), князь Ростовский (1277—1278) — крупная политическая фигура второй половины XIII века, времени установления монголо-татарского ига на Руси. Находился в близких отношениях с Александром Невским, придерживаясь по отношению к монголам такой же политики. Был женат на ордынке и входил в состав политической элиты Улуса Джучи.

Канонизированный местночтимый святой Череповецкой епархии. Память: 13 (26) декабря (преставление) и в Соборе Ростово-Ярославских святых.

После завоевательных походов Бату 1237—1241 годов русские земли вошли в состав Монгольской империи как часть Улуса Джучи. Начался период, именуемый Монголо-татарским игом. Время жизни князя Глеба пришлось на начальные периоды ордынского владычества, когда зависимость русских княжеств от Орды была максимальной. Она включала в себя : суверенитет монгольского кагана (а затем ордынского хана) над завоёванными княжествами, вассально-ленную зависимость, распространение судебных прерогатив хана как верховного правителя на русские земли, налоговую зависимость, военно-политическую зависимость[1].

У историков нет единой оценки политики ростовских князей второй половины XIII века. Еще в советской историографии существовали как минимум две точки зрения.

Так Насонов А. Н. отмечал особую роль ростовских князей в монголо-русских отношениях XIII века, считая их проводниками ордынских интересов или «татарскими служебниками». По его мнению « …Орда создала себе в северных провинциях прочную базу на территории именно Ростовского княжества и приобрела себе послушных союзников и верных вассалов в лице ростовских князей»[2].

Другой точки зрения придерживался Копанев А.И, отмечая «содружество» трех князей: Александра Невского, ростовского Бориса Васильковича и белозерского Глеба Васильковича, которые проводили по отношению к Орде единую политику. По его мнению эта политика состояла в том, что «… с татарами открытая борьба пока невозможна, потому что это лишь ослабит силы Руси. Пока необходимо „ладить“ с татарами, избегать открытых восстаний, лавировать, выжидать. Это были те дипломатические приемы, которые сохраняли силы русского народа для решающего удара по врагу»[3].