Глобальная деревня


Глобальная деревня — термин, введённый Маршаллом Маклюэном в его книгах «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man, 1962) и «Понимание средств коммуникации: внешние продолжения человека» (Understanding Media: The Extensions of Man, 1964) для понимания положения, сложившегося на планете с появлением электричества как средства мгновенной связи и производных от него электронных средств коммуникации: Маклюэн показывает, как в результате Земной шар «сжался» до размеров «деревни» (наступило время имплозии), стала в принципе возможной мгновенная интерактивная передача сообщений из любой точки мира в любые другие и в этой связи стали появляться всё более качественные программные продукты (см. Social Software)[1]. Глобальная деревня «абсолютно обеспечивает несогласие по всем вопросам» (McLuhan: Hot & Cool, NY, Signet Books published by The New American Library, Inc., 1967, p. 272).

Термин «глобальная деревня» вошёл в научный обиход благодаря работам Маклюэна, согласно сыну Маршалла Маклюэна Эрику (опубликовано в журнале «Исследования Маклюэна»). Хотя авторство термина нередко приписывают французскому философу и теологу Пьеру Тейяру де Шардену (кстати, без указания источника), Эрик Маклюэн опровергал это мнение:

«Меня часто спрашивают о происхождении термина «глобальная деревня» в работах отца. Иногда термин приписывают Тейяру де Шардену. Отец, однако, несколько раз говорил, что Тейяр никогда не был его источником»[2]. Если термин был не плодом Маршалла Маклюэна, то скорее всего он «был позаимствован им либо у Джеймса Джойса в его «Поминках по Финнегану», либо у Перси Уиндэма Льюиса в его «Америке и космическом человеке»»[2].

«Поминки по Финнегану» Джойса были опубликованы в 1939 году, «Америка и космический человек» Льюиса – в 1948. Эрик Маклюэн говорил, что его отец конечно же читал и «Поминки...», и «Америку и космического человека», но тем не менее, скорее всего «задумал глобальную деревню, когда увидел сходные мысли у Джойса и Льюиса».[2]

Маршалл Маклюэн считал, что «тип общества определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие — скоростью передачи этой информации»[3] В истории цивилизации М. Маклюэн выделил три этапа: