Гнесин, Михаил Рувимович


Михаил Рувимович Гнесин (14 февраля 1927, Москва — 5 ноября 1989) — советский конструктор ракетных двигателей, лауреат Ленинской и Государственной премий.

С 1949 года и до последних дней жизни (с перерывом 1951—1952) работал в ОКБ-456 (НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко): инженер-конструктор, начальник конструкторской группы (1952), ведущий конструктор (1957), начальник отдела двигателей (1961).

Михаил Рувимович Гнесин окончил Московский Авиационный институт им. С.Орджоникидзе в 1949 году, и в мае того же года поступил на работу в ОКБ-456 (КБ Энергомаш) инженером-конструктором. В 1962 году М. Р. Гнесин защитил кандидатскую диссертацию, и ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук, а в 1967 году присуждена ученая степень доктора технических наук.

С 1957 года руководил разработкой и сдачей в эксплуатацию жидкостных ракетных двигателей, выполненные по схеме без дожигания (РД-214, РД-216, РД-218 и др.). По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники военного назначения.

Под его руководством созданы двигатели на жидком топливе, выполненные по схеме с дожиганием, включая ЖРД РД-253 для ракеты-носителя тяжёлого класса «Протон», РД-264 и РД-268 для межконтинентальных баллистических ракет Р-36М и МР-УР-100.

Много сил и энергии М. Р. Гнесин отдал созданию уникальных ЖРД, выполненных по схеме с дожиганием, разработка которых начата в КБ Энергомаш с 1961 года. В их числе РД-253 — первый мощный отечественный ЖРД на долгохранимых компонентах топлива по схеме с дожиганием, используемый на I ступени РН «Протон». Много сил он отдал и разработке двигателей с дожиганием для боевых баллистических ракет. Эта работа давалась нелегко и в этих условиях ярко проявилась мощь ведущего конструктора Гнесина, сумевшего отобрать и целенаправленно «пробить» наиболее правильные конструкторские решения, позволившие в итоге выполнить поставленные задачи по разработке мощных двигателей для лучших в мире боевых стратегических ракет. Он творчески участвовал в работах по исследованию влияния особенностей стендов для огневых испытаний мощных ЖРД на возникновение неустойчивого горения в камерах сгорания.