Гностицизм


Гностици́зм (от др.-греч. γνωστικός, «обладающий знанием») — собрание религиозных идей и систем, возникших в конце I века нашей эры среди иудейских и раннехристианских сект[1]. Гностицизм — не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гносис») Бога, или личное общение верующего с ним[2].

Последователи гностицизма ставили личное духовное знание (гнозис) выше ортодоксальных учений, традиций и авторитета традиционных религиозных институтов. Считая материальное существование порочным или злым, гностическая космогония обычно проводит различие между верховным, скрытым Богом и злобным меньшим божеством (иногда связанным с Яхве Ветхого Завета)[3], ответственным за создание материальной вселенной[4]. Гностики считали главным элементом спасения прямое познание верховной божественности в форме мистического или эзотерического постижения. Многие гностические тексты имеют дело не с концепциями греха и раскаяния, а с иллюзией и просветлением[4].

Гностические сочинения были широко распространены среди определённых христианских групп в Средиземноморье примерно до второго века, когда отцы ранней церкви объявили их ересью[5]. Попытки уничтожить эти тексты оказались во многом успешными, в результате чего сохранилось очень мало сочинений гностических теологов[4]. Тем не менее ранние гностические учителя, такие как Валентин, считали свои верования соответствующими христианству. В гностической христианской традиции Христос рассматривается как божественное существо, принявшее человеческую форму, чтобы привести человечество обратно к Свету[6]. Однако гностицизм не является единой стандартизированной системой, и акцент на непосредственном опыте допускает широкое разнообразие учений. В частности, к гностицизму относят такие разные учения, как валентинизм и сифианство. В Персидской империи гностические идеи распространились до Китая через родственное движение манихейство, в то время как мандеизм всё ещё жив в Ираке.

На протяжении веков большинство научных знаний о гностицизме ограничивалось антиеретическими писаниями ортодоксальных христианских деятелей, таких как Ириней Лионский и Ипполит Римский. Интерес к гностицизму возродился после открытия в 1945 году египетской библиотеки Наг-Хаммади, собрания редких раннехристианских и гностических текстов, включая Евангелие от Фомы и Апокриф Иоанна. В научных исследованиях широко обсуждается классификация гностицизма: считать ли его межрелигиозным явлением либо отдельной религией. Ученые признали влияние на гностицизм таких источников, как эллинистический иудаизм, зороастризм и платонизм, а некоторые отметили возможные связи с буддизмом и индуизмом, хотя доказательства прямого влияния последних источников неубедительны[4].

В гностицизме содержание гнозиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гнозиса само по себе спасительно[7].