Гоклениус, Рудольф


Рудольф Гоклениус (1 марта 1547, Корбах, Вальдек, Священная Римская империя — 8 июня 1628, Марбург, Гессен-Кассель, Священная Римская империя) — немецкий философ, представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Филиппа Меланхтона.

Рудольф Гоклениус получил фундаментальное образование, обучаясь в Эрфуртском и Марбургском университетах, где получил степени доктора медицины, 1601; доктора физики, 1608; доктора математики, 1612. В 1571 году окончил университет в Виттенберге, получив степень магистра. После окончания обучения курировал гимназии в Корбахе и в Касселе.

В 1581 году планирует перебраться в свой родной город Корбах и подаёт прошение ланграфу Вильгельму IV Гессен-Кассельскому, покровительствовавшему наукам. Однако прошение было отклонено, и Рудольф Гоклениус остаётся профессором Марбургского университета имени Филиппа — первого протестантского университета Германии, где он руководит кафедрами философии, логики, метафизики и этики. Рудольф Гоклениус также был советником при Вильгельме IV и его сыне Морице, а в 1618 году был отправлен в Дортский синод.

Гоклениус автор множества статей по философии, математике, географии, астрологии и астрономии, ботанике, зоологии, медицине.

Его исследования в области философии посвящены переложениям и комментариям к учению Аристотеля. Гоклениус создал и выпустил в 1613 году один из первых «Философский словарь» („Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter“. Fransofurti, 1613) — «Философский лексикон», где он ввёл такие понятия как «антиномия» и «онтология», которое который придумал Якоб Лорхард в его трактате «Ogdoas Scholastica» (1606). Гоклениус понимал онтологию как учение об объекте, взятом в абстракции от субъекта и его жизнедеятельности, или как науку, стоящую между натурфилософией и теологией.

В области логики он открыл особую разновидность сложного силлогизма, в котором опущены большие посылки и который в дальнейшем получил название «гоклениевского сорита», например: «Кто приобретает гибкий ум, тот делается развитым человеком. Кто преодолевает научные трудности, тот приобретает гибкость ума. Кто вникает в трудности научных вопросов, тот становится способным преодолевать их. Кто привыкает сосредоточивать своё внимание, тот оказывается в состоянии вникать в трудности научных вопросов. Кто занимается наукой, тот привыкает к сосредоточенности внимания. Следовательно, кто занимается наукой, тот совершенствует свой ум».