Евхаристический голубь


Голубь евхаристический — особый вид сосуда в христианстве. Данное словосочетание-термин можно встретить в некоторых книгах[1].

О подвешивании голубя под купол кивория известно еще из жития св. Василия Великого[2]. Такой Голубь на освящении Даров трепетал крыльями. Когда этого не произошло из-за взглядов диакона в толпу, Василий Великий ввел иконостас (событие введения иконостаса можно считать таким же недостоверным, как то, что Иоанн Златоуст ввел лжицу причастия, которая распространена только с девятого века). Иконостас с колоннами — особенность Константинопольской архитектуры, а Василий Великий, видимо, увеличил высоту алтарной преграды до уровня глаз (кроме царских врат).

Позднее (трудно определить, когда) голубя, прототип которого упоминается в житии св. Василия, стали делать полым и помещать туда Святые Дары. Таким образом, он приобрел функцию дарохранительницы. При этом то, что он был подвешен на цепочке, сближало его по виду также и с дароносицей. Современные дарохранительницы Востока, видимо, происходят от cионов (как в Успенском соборе), а западные табернакли — от «Дома таинства» (Sacrament house). То есть Голубь не стал прототипом для современных дарохранительниц, размещенных на престоле в традиционном римском и византийском обрядах. Это позволяет говорить о нем как об особом сосуде — предшественнике дарохранительниц.

Образ голубя известен с христианской древности. Образы птиц — павлина (символ славы), пеликана (символ самопожертвования — на основе легенды о том, что он своей кровью кормит птенцов), феникса (символ воскресения), орла (символ мудрости и св. Иоанна Богослова, который поэтому стал подпоркой аналоев и используется в епископской утвари) широко распространены в христианстве, как и морские формы (раковина, якорь, рыба).

Видимо, образ евхаристического голубя стал прообразом сосудов для хранения масла миропомазания французских королей[3].