Горловое пение


Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов. Сущность горлового пения заключается в том, что певец поёт одновременно два звука: основной и обертон к нему[2].

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).

Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла, носовых пазух (при этом можно дифференцировать между ёмкостей организма, но как бы присвистывая повышать тон и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.

Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (тувинцы, тофалары, алтайцы, башкиры, татары, хакасы, якуты, казахи, киргизы), монгольских (монголы, буряты, калмыки) и тунгусо-маньчжурских (эвенки, эвены) народов. У алтайцев и хакасов распространён стиль кай, хай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу. У якутов оно имеет название «хабарҕа ырыата». По звучанию и технике исполнения этот древний якутский стиль идентичен с тувинским стилем «каргыраа», так же у славян было понимание (или понятие) «ревы», тому подобное «реветь», примерно «дуть» или «гудеть».Тувинское горловое пение использует приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Тыве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.

У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.

Имеется горловое пение в культурах южноафриканского народа коса, где оно называется umngqokolo[3][4], и канадских инуитов (katajjaq[en] или Iirngaaq[5]). В обоих народах традиционно исполняется женщинами.