Гороблагодатская (станция)


Гороблагода́тская — крупная узловая железнодорожная станция в городе Кушве Свердловской области, Россия. Расположена на историческом ходу Уральской Горнозаводской железной дороги, на линии Нижний ТагилЧусовская) с отходящим от неё к северу ответвлением на Серов (бывшая Богословская железная дорога). Один из железнодорожных вокзалов Кушвы (зачастую также используются сокращённые варианты названия — ГБД, Гора). В границах станции находится также путевой пост Заводской, расположенный на подходе с Чусовского направления.

Железная дорога пришла в Кушву 19 августа 1878 года, когда был сдан в эксплуатацию участок Екатеринбург — Гороблагодатская, первый участок Горнозаводской железной дороги. Уже на стадии планирования, станции Гороблагодатская была отведена роль узловой, так как сюда было удобнее всего доставлять продукцию демидовских заводов. Кроме того, сюда же, с делянок на реке Сылвице, доставлялся лес, как для кушвинских, так и для тагильских заводов.

В 1903 году началось строительство ещё одной линии Гороблагодатская — Надеждинск. Строительство длилось три года, и завершилось в 1906 году. Но поскольку Богословская дорога была частной, а Горнозаводская железная дорога казённой, то на станции Гороблагодатская был организован так называемый «участок примыкания»: два приёмо-отправочных пути, несколько тупиков для отстоя вагонов, уложены перекрёстные стрелочные переводы, построен пункт передачи грузов и вагонов.

С тех времён и до наших дней на станции сохранились две водонапорных башни. Во время Гражданской войны обе башни серьёзно пострадали. Впоследствии, одну из них восстановили, как смогли, а на месте другой выстроили новую.

В советский период станция Гороблагодатская продолжала оставаться одной из важнейших узловых станций Пермской, а затем Свердловской железной дороги. Особенно возросла её роль с началом индустриализации и строительства заводов-гигантов на Среднем Урале. А после того, как на руды кушвинского бассейна был сориентирован строящийся Ново-Тагильский металлургический завод, станция стала важнейшим железнодорожным узлом в регионе[4].

Станция состоит из двух расположенных параллельно парков: приёмоотправочного и сортировочного, имеющих по 9 путей. Для приёма пассажирских поездов имеется одна низкая пассажирская платформа, расположенная со стороны привокзального сквера по улице Станционной и конечной автобусной остановки. Пассажирские поезда в обоих направлениях принимаются на ближайший к зданию вокзала 1 путь. Имеется пешеходный мост через железнодорожные пути, расположенный со стороны чётной горловины станции.