Гостомысл


Гостомы́сл — персонаж книжных легенд, известных с XV века. В книжной традиции с XV века — старейшина ильменских словен, живший в IX веке. В некоторых поздних, с XVI века, списках русских летописей с его именем связывается призвание на княжение Рюрика. Гостомысл является также героем, представленным в качестве правителя или князя, литературных произведений «Сказание о князьях Владимирских» XVI века и «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» XVII века, а также Киевского синопсиса XVII века[1].

В ранних русских летописях имя Гостомысла не встречается. Его имя как первого новгородского старейшины появляется в XV веке в перечнях «А се посадници новгородьстии» из Комиссионного списка Новгородской первой, Ермолинской и Новгородской четвёртой летописей. Как инициатор призвания варягов, он появляется в ещё более поздних источниках XVI века. Воскресенская летопись XVI века сообщает, что по совету Гостомысла призвали варягов из Пруссии:

И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житіе, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ[2].

Гостомысл единожды упоминается в Никоновской летописи XVI века в описании расселения славянских племён[3][4].

Археологи сомневаются в самом существовании Новгорода в IX веке: самые ранние постройки там датируются 930-ми годами[5]. Княжеская резиденция в Рюриковом Городище возникла раньше, и там обнаружены следы скандинавского и западнославянского присутствия.

Гостомыслом звали одного из племенных вождей (князей) вендов (ободритов, племенного союза западных славян), который погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого, согласно Ксантенским[6] и Фульдским анналам. В оригинальных латинских текстах имя погибшего вождя пишется как Gestimus, Gestimulus[7], Gostomuizli[8].