Государственная политика


Госуда́рственная поли́тика, также публи́чная поли́тика, — принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям. Основаниями государственной (публичной) политики являются конституционные законы и правила, толкование законов и правовое регулирование.

Государственную (публичную) политику определяют также как «систему действий, регулятивных мер, законов, и финансовых приоритетов по тому или иному направлению, провозглашенную органом государственной власти или его представителями»[1]. Государственная (публичная) политика обычно воплощается в «конституциях, законодательных актах и судебных решениях»[2].

В понятии «государственная политика», традиционном для российской науки, подчёркивается активная роль государства при формировании и осуществлении целей государственного управления: «Государственная политика — это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. В ней происходит выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления, а также доведение этой системы целей до субъектов, осуществляющих государственное управление» (Кара-Мурза С. Г.)[3].

В понятии «публичная политика», пришедшем в русский язык из стран Запада, выделяется ориентация государства на реализацию личных и общественных интересов граждан: «Публичная политика — это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием государства, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоёв, общественных объединений по поводу реализации личных и общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учётом волеизъявления народа или населения определённых территорий» (Михеев В. А.)[4].

Общественные проблемы выявляются и решаются путём создания новой государственной политики или путём реформирования существующей государственной политики[5]. Общественные проблемы возникают в самых разных формах и требуют разных ответных мер (например, регламенты, субсидии, квоты и законы) на местном, национальном или международном уровне[6].

Выработка государственной политики представляет собой непрерывный процесс с механизмами обратной связи. Проверка и оценка имеют важное значение для функционирования этой системы[7]. Общественные проблемы, которые оказывают влияние на формирование государственной политики, могут быть экономического, социального или политического характера[8]. Каждая система находится под влиянием различных общественных проблем и поэтому требует различной государственной политики[7].