Государствообразующий народ


Государствообразующий народ (государствообразующая нация) — этнос или нация, доминирующие во всех сферах общественной жизни национального государства[1]; народ, способный контролировать государство простым демократическим путём, основанном на своём численном превосходстве; главный кандидат на лидерство в федерации, национальной или многонациональной; представляет собой «титульную нацию» государства[2]. Представляет собой конструкцию, формируемую на основе ряда объективных критериев (общая история, язык, религия, культура) при помощи политических стратегий и союзов. Сам выбор доминирующего объективного критерия является политически мотивированным[2].

Может рассматриваться как синоним понятия нация, политически самоопределившийся народ, реализовавший свое право на внешнее политическое самоопределение[3].

Член партии октябристов И. И. Высоцкий в статье в газете «Русская беседа» № 9-11 за 1910 год, писал: «„Россия для русских“ значит то же, что „Англия для англичан“, „Америка для американцев“, „Франция для французов“ и т. д. …принцип этот, принят всеми культурными и передовыми странами… Это вовсе не означает угнетения и уничтожения других народностей, но это означает национальность государственности, то есть первенство и господство в государстве одной народности… Народности государственной, то есть создавшей государство, представляющей и одухотворяющей его, хотя бы эта народность являлась даже пришлой как в Америке». Также он отмечал, что в «Североамериканских Соединенных Штатах племенной состав так же пестр, как и у нас; однако это не мешает — несмотря на широкую свободу, „равноправность“ и республиканское правление — всей власти в государстве находиться в руках одной национальности — англо-американской (янки), которая первенствует и господствует везде и во всем и язык которой является государственным и общеобязательным»[4].

Считается, что государствообразующая нация не должна вести себя имперски и должна относиться к другим этносам с уважением, не игнорировать их культуру, язык и традиции[1].

Мотив признания привилегированного положения «государствообразующей нации» характерен в первую очередь для модерного имперского национализма[5][6].

Согласно американскому социологу Богдану Деничу  (англ.) (1980), для успешного руководства многонациональным государством всегда требовалось ограничение или самоограничение доминантной этнической группы. Именно эта группа способна стать угрозой всей системы многоэтничности, если она будет претендовать даже на те права, которые уже имеются у этнических меньшинств. В случае, если эта этническая группа, составляющая в государстве большинство, начинает утверждать собственную этническую идентичность и традицию, «она немедленно разбудит внутри этнических меньшинств латентные страхи на предмет самого их существования»[7].