Государство всеобщего благосостояния


Госуда́рство всео́бщего благосостоя́ния, благополу́чия или благоде́нствия (велфери́зм, англ. welfare state) — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан.

Концепция всеобщего благосостояния основана на принципах равенства возможностей  (англ.), справедливого распределения доходов и богатства, и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного качества и уровня жизни, то есть благоденствия.

Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации[1]. Социолог Томас Хамфри Маршалл  (англ.) определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Как правило, в такой модели посредством прогрессивного налогообложения осуществляется перераспределение доходов и богатства, благодаря которому гражданам, независимо от уровня их дохода, в качестве бесплатных услуг предоставляются среднее (часто и высшее) государственное всеобщее образование и здравоохранение, а социально незащищённые получают адресные программы социальной помощи и поддержки.

Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. При этом, появление современного государства благосостояния в основном было сопряжено с внедрением кейнсианской модели социального капитализма и социально-ориентированной рыночной и смешанной экономики, часто при участии социал-демократических партий.

В качестве синонимов используются термины социальное государство (нем. Sozialstaat, прежде всего употребляемое в Германии, Италии и России), «государство-покровитель» или «государство-защитник» (во Франции), «дом для народа» (в скандинавских странах) и т. д. При этом, хотя понятия государства всеобщего благосостояния и социального государства часто отождествляются[2], первое является более всеобъемлющим понятием, чем второе[3].