Готардский железнодорожный тоннель (1882)


Сен-Готардский тоннель или Готардский тоннель — железнодорожный тоннель в Лепонтинских Альпах длиной 15 км, соединяющий швейцарские города Гёшенен и Айроло, часть Сен-Готардской железной дороги.

Высота над уровнем моря: у северного портала (Гёшенен) — 1109 м, у южного портала (Айроло) — 1145 м, в средней части — 1154,55 м. Тоннель двухпутный. Ширина тоннеля 8 м, высота от уровня головок рельсов до ключа свода 6 м.

В XIX веке в связи с бурным строительством железных дорог возникла необходимость в создании короткого пути через сложный массив Сен-Готард в Швейцарских Альпах. Проходящий через него тоннель сыграл бы значительную роль в упрощении транспортного сообщения между Северной и Южной Европой, значительно сократив расстояние и время в пути[1].

Однако строительство такого тоннеля было непростой задачей. Туннель через Сен-Готардский массив стал бы самым длинным в мире. Кроме того, сложность проекта усугублялась ограниченными возможностями локомотивов того времени, которые могли преодолеть подъём на 1 метр лишь преодолев 40 метров пути. До места, где было возможным строительство тоннеля, предстояло подняться на 1100 метров[1].

Контракт на строительство тоннеля привлек двух претендентов. Первым был Северино Граттони, опытный итальянский инженер, занимавшийся строительством тоннелей. Вторым Луи Фавр, швейцарский подрядчик с успешным опытом строительства, но практически не занимавшийся строительством тоннелей. Однако предложение Фавра было более дешёвым и предполагало более короткие сроки строительства — шесть лет. Будучи уверен, что достижения технологического прогресса, такие как более эффективные буры и динамит, помогут ему закончить работу в срок, Фавр принял вызов[1].

В качестве отправной точки для строительства тоннеля были выбраны две швейцарские деревни — Айроло и Гёшенен. Внезапный приток рабочих и оборудования вызвал шок у местного населения. В работах участвовало до 3 400 человек, в основном из Италии, где был высокий уровень безработицы[1].