Готическая архитектура


Готи́ческая архитекту́ра — тип сакральной и светской архитектуры, распространённый в периоды зрелого и позднего Средневековья (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре эпохи Возрождения.
В различных концепциях истории искусства готику интерпретируют и как исторический тип архитектуры, и как исторический художественный стиль[1]. Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе. Наиболее яркое выражение и основные черты этого стиля — изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство — получили в архитектуре больших кафедральных соборов, хотя в эпоху готики возводили и разнообразные светские постройки.

Термин «готический» по традиции приписывают Джорджо Вазари, который в эпоху Возрождения в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) использовал его в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя её «римской». Вазари писал, что падение Римской империи повлекло за собой период забвения «истинно прекрасного», отмеченный господством «истощённой и устаревшей греческой манеры» (maniera greca) и «испорченной» готической (готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III—V веках). Вначале этот термин применяли к литературе — для обозначения неправильной, искажённой латыни. Средневековую архитектуру тогда называли итальянским словом «tedesca» (немецкая).

Существует предположение, что слово «готика» около 1520 года впервые употребил итальянский живописец Рафаэль в докладе Папе римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра[2]. Существует версия, согласно которой слово «готика» до Вазари использовал нидерландский иезуит Карл Скрибаний, характеризовав построенное в 1531 году здание антверпенской биржи как «opus gothicum»[3].

Первым теоретиком готической архитектуры был Жан-Франсуа Фелибьен Де Аво, опубликовавший в 1699 году эссе «Рассуждение об античной и готической архитектуре» (Dissertation sur l’architecture antique et l’architecture gothique)[4].

В XVIII веке восторженное отношение к готической архитектуре выражали аббат Жан-Луи де Кордемуа и М.-А. Ложье в «Эссе об архитектуре» (Essai sur l’Architecture; 1752, опубликовано в 1753 году). Именно Ложье выдвинул идею равноценности готического и античного искусства и создания национального французского стиля архитектуры, совмещающего обе традиции. Он интерпретировал знаменитую «Хижину Витрувия» (в виде шалаша из плетёных ветвей) в качестве модели устремлённых ввысь готических сооружений.