Гото Предестинация


«Го́то Предестина́ция» (макароническое название со значением «Божье провидение» или в переводе с лат. — «предопределение», от нем. Gott и лат. praedestinatio[прим. 1]) — российский 58-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду 27 апреля (8 мая1700 год на воронежской верфи Воронежского адмиралтейства[1]. Строился по проекту русского царя Петра I[2] под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. Пётр I принимал участие и в кораблестроительных работах; он же руководил церемонией закладки корпуса «Гото Предестинации» и участвовал в спуске корабля на воду.

«Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём и первым кораблём IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, созданным в России без участия иностранных специалистов. Во время своей службы линейный корабль входил в состав Азовского флота. После неудачного Прутского похода и потери Азова корабль был продан Османской империи[1].

В конце XVII века в связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота[3]. В это время в Европе начинается подготовка к войне за испанское наследство[4]. Союз Русского государства с Австрией и Венецией, заключённый против Османской империи, распадался[5]. В таких условиях Русское государство в качестве стратегического направления выбрало борьбу со Швецией[6]. Поэтому усиление Азовского флота многопушечными кораблями было продолжено для того, чтобы не допустить военного конфликта с Османской империей и тем самым предотвратить войну на два фронта.

Организация в 1696—1697 годах кумпанств в Воронежском крае и помощь иностранных мастеров оказались недостаточно эффективными мерами для скорейшего строительства Азовского флота, поэтому флот было решено строить на средства только государства и только с помощью отечественных специалистов[7][8].


Золотая монета «Корабль „Гото Предестинация“»