Грабовский, Леонид Александрович


Леони́д Алекса́ндрович Грабо́вский (укр. Леонід Олександрович Грабовський, род. 28 января 1935 года, Киев) — украинский композитор. Проживает в США с 1990 года.

Учиться игре на фортепиано начал поздно, начиная с 16-летнего возраста. Несмотря на это, уже через три года смог поступить на композиторский факультет Киевской консерватории[1].

С 1951 по 1956 годы Грабовский обучался на экономическом факультете Киевского университета им. Шевченко, а с 1954 по 1959-й занимается по классу композиции в Киевской консерватории у Льва Ревуцкого (1954—1956) и Бориса Лятошинского (1956—1959). Дипломная работа «Четыре украинские народные песни» для хора и оркестра в 1959 году была отмечена Первой премией на всесоюзном конкурсе молодых композиторов и заслужила положительную оценку Дмитрия Шостаковича. Музыкальную аспирантуру (руководитель Лятошинский) закончил в 1962 году[2]. К этому периоду времени относятся сочинения написанные под влиянием музыкального авангарда: «Симфонические фрески» по картинам Бориса Пророкова из серии «Это не должно повториться »(1961), «Пять стихотворений Владимира Маяковского» для баритона и фортепиано (1962), а также первые свои додекафоные опыты «Четыре инвенции» и «Пять характерных пьес» для фортепиано (1962)[3].

Во второй половине 1960-х годов входил в неформальную группу композиторов — «Киевский авангард», изучавших и использующих методы современных западных композиторов[1]. Позже преподавал в Киевской консерватории теорию музыки и композицию (1966—1969). Ещё в 1960 году перевел с немецкого книгу Ханса Елинека «Введение в 12-тоновую композицию» (нем. Anleitung zur Zwölftonkomposition), ставшей учебником по котором молодые киевские авангардисты-шестидесятники изучали технику додекафонию. Позже он вспоминал как относились к его творчеству и работам его друзей в те годы:

В нас тыкали пальцами — о, авангардист. Один пианист говорил: «Я эти диаграммы играть не буду». Вообще у киевской публики в те времена было такое отношение: «Композитор? Гы-гы-гы ». Само слово «композитор» вызывало улыбку. Погромы в прессе, клевета, глупости — всё это не добавляло уверенности в себе. Ощущалась полная изоляция от более широкого социума[4].

В 1981 году переехал в Москву, где работал редактором в редакции журнала «Советская музыка» (теперь «Музыкальная академия»)[2]. Участвовал в организации и был членом ACMa-2.