Гравюра


Гравю́ра (фр. gravure — гравю́ра, гравирова́ние, от фр. graver — вырезать, высекать; нем. graben — копать) — разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы.

В теории изобразительного искусства понятием «гравюра» объединяют особый способ художественного формообразования, методику и процесс творчества, отдельные произведения, особенности их восприятия и оценки[1]. Принято также разделять термины «гравирование», его применяют к области станкóвой гравюры, и «гравировка» в отношении изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумагу (в зеркальном виде) с печатной формы — «доски» из металла (меди, стали, железа, цинка), дерева (ксилогра́фия) или линолеума (линогравю́ра) и даже из картона (гравюра на картоне) или стекла (фторофорт) с нанесённым на такую форму (в полиграфии — матрицу) углублённым (награвированным) рисунком. Одной из главных особенностей гравюры как разновидности станкóвого искусства является то, что оригинальным произведением является не награвированная художником печатная форма («доска»), а оттиск на бумагу, несмотря на тиражирование, составляющее вторую особенность искусства гравюры. Оттиск с печатной формы называют французским термином эстамп.

В зависимости от способа создания печатной формы техники гравюры подразделяют на две основных разновидности:

Техники плоской печати (с формы, которая не имеет рельефа): литография, монотипия — не являются гравюрными и относить их к гравюре, так же как трафареты, альфрейные техники, шелкографию, неправильно.

Цветную гравюру на дереве (кьяроскуро) или металле получают так называемой многокрасочной печатью — с нескольких «досок» (для каждого цвета своя доска) либо раскраской оттисков от руки с помощью тампонов или кисти. Термин «гравёр» имеет несколько основных значений: