Гражданская наука


Гражданская наука (англ. Citizen science), научное волонтерство (англ. participatory monitoring), общественная наука (англ. community science) — концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев-любителей (неспециалистов)[1]. Научному волонтёру нет необходимости иметь ни академическую подготовку, ни высшее образование[2].

Научные волонтёры могут быть как испытуемыми, то есть объектами исследования, так и добровольными исследователями, выполняющими работу по сбору и обработке данных для исследовательской группы (фотографии объектов в местах своего проживания, наблюдения, кольцевание птиц, предоставление вычислительных мощностей домашних компьютеров и тому подобное)[2][3][1].

Хотя термин «гражданская наука» появился недавно, само явление занятий наукой неспециалистами известно столетия. Энтузиасты занимались астрономическими наблюдениями, коллекционировали минералы, растения, насекомых, великие открытия делали учёные-самоучки — Генрих Шлиман открыл Трою, Бенджамин Франклин изучал электричество и изобрёл молниеотвод, Чарльз Дарвин изучал медицину и теологию, а потом занялся биологией и создал теорию эволюции на основе данных, собранных им из любопытства во время путешествий (будучи натуралистом-волонтёром на корабле Бигль, он отвечал за сбор образцов минералов и изучение геологии новых земель). В то время мало кому из исследователей удавалось получить поддержку (оплату) от правительства и монархов и сделать науку своей профессией[3].

В дальнейшем, с развитием общества и производства научные исследования энтузиастов стали спонсировать меценаты из числа предпринимателей[3].

Гражданская наука в современном виде появилась с распространением радиолюбительства и с развитием любительской астрономии. С ростом общего уровня образованности людей стало расти и число энтузиастов, занимающихся любительской наукой. А появление и широкое распространение домашних компьютеров, интернета и мобильной связи в XXI веке позволило десяткам миллионам людей принять участие в научных исследованиях[3].

Использование научных волонтёров часто позволяет учёным более успешно добиваться их целей, чем было бы возможно без их участия. Кроме того, эти проекты направлены на поощрение общественного участия в исследованиях, а также в науке в целом. Некоторые программы разработаны специально для школьников, сочетая научные и образовательные цели[4]. Также гражданская наука является одним из подходов к неформальному научному образованию. Чтобы охватить все эти несколько значений концепции, некоторые работники в области теперь говорят об «участии общественности в научных исследованиях»[5].