Грайндхаус (фильм)


«Гра́йндха́ус» (англ. Grindhouse) — совместный проект американских кинорежиссёров Квентина Тарантино и Роберта Родригеса, выпущенный в 2007 году. «Грайндхаус» состоит из двух полнометражных фильмов — «Планета страха» Родригеса и «Доказательство смерти» Тарантино, а также нескольких «фальшивых» трейлеров к несуществующим фильмам — эти трейлеры сняли сам Родригез, Роб Зомби, Эдгар Райт, Элай Рот и Джейсон Айзенер[англ.]. Проект был задуман как дань низкобюджетному эксплуатационному кино 1970-х годов и культуре существовавших в то время кинотеатров-«грайндхаусов»; в таких кинотеатрах за один сеанс могли показывать два или более фильма категории B. Фильмы и трейлеры в составе «Грайндхауса» изображают собой сознательно абсурдные, низкопробные киноленты; хотя они и были сняты с помощью современных на тот момент цифровых технологий, в «Грайндхаусе» присутствуют царапины и пятна на изображении и даже сознательно пропущенные сюжетные сегменты, как если бы фильмы и демонстрировали с катушек 35-мм плёнки в кинотеатре семидесятых годов.

«Грайндхаус» как единый фильм был выпущен на экраны в США 6 апреля 2007 года и провалился в прокате, собрав лишь 25 миллионов долларов при бюджете в 67 миллионов. На домашнем видео и в других странах фильмы «Планета страха» и «Доказательство смерти» выпускались раздельно, как самостоятельные произведения. Несмотря на провал проекта, Тарантино и Родригес обдумывали возможность второго проекта в том же стиле. Шуточные «фальшивые» трейлеры из «Грайндхауса» со временем были превращены в самостоятельные полнометражные фильмы — Родригес снял фильм «Мачете» и позже его продолжение «Мачете убивает», Элай Рот — фильм «День благодарения», Айзенер — «Бомж с дробовиком». Райт и Роб Зомби, создатели ещё двух «фальшивых» трейлеров, также заявляли о планах снять по ним полнометражные фильмы.

Грайндхаус — это кинотеатр, специализирующийся на показе фильмов категории B, зачастую демонстрирующий их на сдвоенных сеансах (билет на два фильма — по цене одного). Подобные кинотеатры были популярны в США в 1970-е годы — в период расцвета так называемых эксплойтейшн-фильмов, которые во многом сформировали режиссёрский стиль Тарантино и Родригеса. В «Грайндхаусе» содержится масса цитат и отсылок к лентам того времени, равно как и к собственным работам этих постановщиков. Оба фильма, составляющие «Грайндхаус», стараются следовать эстетике низкобюджетного кинематографа, в том числе, за счёт имитации поцарапанной плёнки, «пропавших» фрагментов, монтажных ошибок, операторских ляпов и т. п. Каждую часть предваряют несколько трейлеров к несуществующим фильмам подобных «низких» жанров.