Грановеттер, Марк


Марк Грановéттер (англ. Mark Granovetter; род. 1943) — американский социолог (Стэнфордский университет). Он является наиболее известным представителем сетевого подхода в экономической социологии, в частности разработал модель распространения информации в социальных сетях.

Член Национальной академии наук США (2020)[2]. Лауреат BBVA Foundation Frontiers of Knowledge Award (2022). Clarivate Citation Laureate (2014).

Родился в 1943 г. Получил степени бакалавра искусств в Принстонском университете (1965) и доктора философии в Гарвардском университете (1970, тема диссертации: «Переход с работы на работу: информационные каналы мобильности среди населения пригородов»). В Гарварде работал под руководством Харрисона Уайта. В настоящее время — профессор в Школе гуманитарных и естественных наук в Стэнфордском университете, заведующий кафедрой социологии.

Статья Грановеттера «Сила слабых связей» является наиболее известной его работой. Согласно Грановеттеру, слабые связи, являясь наиболее значимым источником информации, способствуют продвижению субъекта (работника по карьерной лестнице, компании на рынке), тем самым, становясь мощным механизмом социальной мобильности. В отличие от слабых, сильные и тесные межличностные связи являются каналом информации, менее всего отличающейся от той, которой располагает сам субъект. Такая информация начинает дублироваться, что снижает её полезность. Так, на примере поиска работы Грановеттер показывает, что слабые связи (через знакомых, бывших сотрудников) позволяют быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Также, Грановеттер указывает на высокое значение слабых связей для развития человеческого капитала.

После публикации в 1985 году статьи «Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности» Грановеттер становится наиболее видным американским экономсоциологом, положив начало новой экономической социологии. Марк Грановеттер берёт на вооружение методологический подход экономической антропологии Карла Поланьи, его понятие «embeddedness[англ.]», характеризующее укорененность, вложенность экономики в социальную структуру. Развивая этот подход, Грановеттер предлагает концепцию, согласно которой экономические отношения между отдельными лицами или фирмами вложены в реальные социальные сети и не существуют в абстрактной идеализированной модели рынка.

Окончательное формирование новой экономической социологии связано с выпуском в 1992 г. сборника «Социология экономической жизни», авторами которого были М. Грановеттер и Р. Сведберг[англ.]. Во введении к этому сборнику авторы говорят о том, что любое экономическое действие социально определенно и его нельзя объяснить без изучения индивидуальных мотивов каждого отдельно взятого индивида. Оно вложено в сети личных отношений. Под сетями авторы подразумевают постоянные контакты или подобные социальные связи среди индивидов и групп.