Грейс Дью


Грейс Дью (англ. Grace Dieu) — большой военный корабль Генриха V, построенный в 1418 году и сгоревший в 1439-м. Крупнейший европейский деревянный парусник завершающего периода Столетней войны.

Построен последним из четырёх больших кораблей флота Генриха V, предназначавшегося для вторжения во Францию. В военных действиях участия не принимал, поскольку вскоре после окончания его постройки Англия добилась победы, заключив в 1420 году с Францией Договор в Труа. За более чем двадцатилетнюю историю своего существования «Грейс Дью» ни разу не вышел в море, простояв всё это время на консервации на реке Хэмбл, где и затонул после пожара, вызванного, как считается, ударом молнии.

Унаследовав в 1413 году корону Англии, Генрих V выдвинул претензии и на французский престол. Для похода во Францию Генриху V необходим был большой надёжный флот, который он и начал создавать — было куплено, арендовано и построено большое количество судов.

В период с 1413 по 1420 были построены четыре больших корабля — «Тринити Роял» (англ. Trinity Royal — Троица, водоизмещением 540 тонн), «Холигост» (англ. Holigost — Святой Дух, 740 тонн), «Иисус» (англ. Jesus, 1000 тонн) и «Грейс Дью» — Благодать Божья, 1400 тонн. Первые два были перестроены из других судов — из старой английской 400-тонной «Тринити» и «Холигост» — из большой испанской каракки. Но более крупные «Иисус» и «Грейс Дью» были построены с нуля. Это были одни из самых больших судов того времени[3][4].

В 1415 году флот, насчитывавший около 1500 кораблей, перевез армию Генриха V через Ла-Манш. Король держал флаг на «Тринити Роял». В 1416 году «Тринити Роял» и «Холигост» участвовали в морском сражении при Арфлёре. В ходе этого сражения были захвачены несколько больших каракк, которые Франция наняла у Генуи[4].

В 1417 году флот Генриха V уже господствовал в Ла-Манше. В 1420 году Англия узаконила свою победу, заключив с Францией Договор в Труа. Морских кампаний, достойных «Грейс Дью», не предвиделось, а после внезапной смерти Генриха в 1422 году он не выходил в море.