Греки-мусульмане


Справа: Осман Хамди-бей (1842–1910) — государственный деятель Османской империи, археолог, интеллектуал, искусствовед и новаторский художник греческого происхождения. Он был основателем Стамбульского музея археологии и Стамбульской академии изящных искусств (Sanayi-i Nefise Mektebi на турецком языке), известной сегодня как Университет изящных искусств имени Мимара Синана.

Греки-мусульмане, или грекоязычные мусульманемусульмане греческого происхождения, живущие в основном в Турции, Греции и на Ближнем Востоке.[1] Понятие «греки-мусульмане» не следует путать с понятием «мусульмане Греции». Последнее может включать себя как собственно греков, исповедующих ислам, так и представителей турецкого, албанского, помакского и цыганского меньшинств в Греции. Большинство греков-мусульман покинуло Грецию и переселилось в Турцию в результате греко-турецкого обмена населением в 1920-х годах, по Лозаннскому мирному договору. По договорённости между двумя странами, религия явилась основным критерием для переселения, в то время как языковым фактором стороны пренебрегли (см. ст. Караманлиды).

Грекоязычное мусульманское население Турции представлено как автохтонами (потомками исламизированных греков Византии, сохранившие родной язык), так и потомками иммигрантов-мусульман из Балкан. Различаются следующие группы:

Понтийцы, этнографическая группа греков, проживающая в районе Трабзона, исторически подверглась сильной туркизации, выразившейся в смене религии и частичной смене языка. По данным фольклориста Омера Асана, в 1996 году в Турции проживало 300 тысяч людей понтийско-греческого происхождения. Как и большинство турок, они принадлежат к ханафитской ветви суннитского толка ислама. Распространены суфийские учения кадырия и накшбанди. Община в целом демонстрирует сильную приверженность исламу. В околонаучной литературе бытует идеализированное мнение, будто среди понтийцев Турции по сей день распространено криптохристианство. Сохраняется владение понтийским диалектом греческого языка (который считают старым языком), называют себя туркос.

Критские мусульмане, также называемые критскими турками, — потомки исламизированных греков Крита, по большей части вытесненные с острова православным населением. Греческим сегодня владеют лишь несколько представительниц старшего поколения, называющих свой язык «критским» (греч. «критика», тур. «гиритче»). Иммиграция в Турцию протекала в виде трёх волн — после 1897 года (обретение Критом автономии), после 1908 года (присоединение Крита к Греции) и в особенности в 1920-х годах, в результате обмена населением. Основная их масса расселилась на эгейском и средиземноморском побережье Турции от Чанаккале до Искендеруна, часть переселенцев осела на Ближнем Востоке, а также в ЛивииТриполи и в особенности Бенгази и его окрестностях, где сегодня их можно вычислить по греческим фамилиям) и ЕгиптеАлександрии).


Слева: Тевфик Фикрет (1867–1915) — османский поэт, который считается основателем современной школы турецкой поэзии, его мать была гречанкой из Хиоса, перешедшей в ислам.

Справа: Осман Хамди-бей (1842–1910) — государственный деятель Османской империи, археолог, интеллектуал, искусствовед и новаторский художник греческого происхождения. Он был основателем Стамбульского музея археологии и Стамбульской академии изящных искусств (Sanayi-i Nefise Mektebi на турецком языке), известной сегодня как Университет изящных искусств имени Мимара Синана.