Григорий Нисский


Григо́рий Ни́сский (греч. Γρηγόριος Νύσσης, лат. Gregorius Nyssenus; около 335394, Каппадокия) — христианский богослов и философ, епископ города Ниссы (Малая Азия, 372—375 годы и вновь с 379 года до своей смерти), святой, Отец и Учитель Церкви. Один из трёх великих каппадокийцев — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова, входил с ними в каппадокийский «кружок».

Григорию не хватало ни административных способностей его брата Василия, ни современного влияния Григория Богослова, но он был эрудированным богословом, внёсшим значительный вклад в учение о Троице и Никейский Символ веры. С середины XX века наблюдается значительный рост интереса к трудам Григория со стороны академического сообщества, особенно в отношении всеобщего спасения, что привело к возникновению проблем для многих традиционных интерпретаций его теологии.

Григорий Нисский почитается Православной церковью в лике святых (память 10 января по юлианскому календарю) и Римской католической церковью (память 9 марта). Также почитается Англиканской и Лютеранской церквями.

В книге Деяний говорится, что в день Пятидесятницы в Иерусалиме находились евреи, бывшие «жителями … Каппадокии» (Деян. 2:9). В Первом послании Петра автор приветствует христиан, являющихся «изгнанниками, разбросанными по… Каппадокии» (1Пет. 1:1). Помимо этих текстов упоминаний о Каппадокии в Новом Завете больше нет.

Христианство возникло в Каппадокии относительно поздно, нет каких-либо свидетельств существования христианской общины до конца второго века нашей эры[2]. Александр Иерусалимский был первым епископом провинции в начале-середине третьего века, в период, когда христиане подвергались гонениям со стороны местных римских властей[2][3]. На протяжении третьего века община оставалась небольшой: когда Григорий Чудотворец стал епископом ок. 250, в общине Кесарии было всего семнадцать членов[4].

Каппадокийские епископы были членами Никейского собора. Из-за малой плотности населения для поддержки епископа Кесарии были назначены сельские епископы [χωρεπισκοποι]. В конце четвёртого века их было около пятидесяти. При жизни Григория христиане Каппадокии были набожными, причем особенно почитались культы Сорока мучеников Севастийских и Святого Георгия. В епархии было значительное число монахов. Также там были и некоторые приверженцы еретических ветвей христианства, в первую очередь ариане, энкратиты и мессалиане[5].