Григорович, Дмитрий Васильевич


Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич (19 (31) марта 1822, село Черемшан, Ставропольский уезд, Симбирская губерния, Российская империя — 22 декабря 1899 (3 января 1900), Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель.

Родился 19 (31) марта 1822 года в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии.

Его отец-дворянин был отставным гусаром и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; купил имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. Мать — француженка Сидония де Вармон (фамилия по первому мужу; в России Сидония Петровна). Григорович лишился отца в 1830 и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание[3]. Будучи наполовину французом, Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом.

В 8 лет его отвезли в Москву, где он учился в Московской гимназии (1831—1833) и пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти». По окончании его в 1836 году поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, в котором проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским, который пробудил в нём тягу к литературе. Склонности к военной карьере не имел; ушёл из училища после серьёзного проступка: на улице не отдал честь великому князю Михаилу Павловичу. Позже перевёлся в Академию художеств, где познакомился с Тарасом Шевченко[3].

В 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Первые литературные опыты Григоровича — рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 года он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846); «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845), которым он обратил на себя внимание Белинского. Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».