Гринцер, Павел Александрович


Па́вел Алекса́ндрович Гри́нцер (28 декабря 1928, Москва — 26 февраля 2009, там же[1]) — советский и российский филолог-востоковед, исследователь литературы древней Индии. Доктор филологических наук (1975).

Окончил МГУ по специальности «классическая филология» (1951). Главный научный сотрудник Института мировой литературы (работал в институте с 1957 года)[2], ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (работал в институте с 1992 года)[3].

Дед — инженер, народоволец и социал-демократ Яков-Иосиф Моисеевич Гринцер (Янкель-Иосиф Мойше-Меерович Гринцер; 1865—?), был заместителем заведующего отделом экономики промышленности в ВСНХ РСФСР, многократно арестовывался как в дореволюционное, так и в советское время[5][6]; бабушка — София Соломоновна (Хая-Сура Шлиомовна) Гринцер (урождённая Ганелина; 1863, Тирасполь — после 1933, Москва), также была членом «Народной воли». Тётя — врач Вера Яковлевна Гринцер. Двоюродный брат — Моисей Давидович Гринцер (1904—1991), экономист и мемуарист; брат деда — педагог Илья Моисеевич Гринцер (?—1942), дядя деда — ветеринар Сергей Григорьевич Гринцер[7]. Троюродный брат — астрофизик Леонид Самойлович Марочник.

Родители — Александр Яковлевич Гринцер (1898—12.1941[8][9]) и Мария Сергеевна Гринцер (1901—?) — участвовали в деятельности «Союзного бюро меньшевиков».

Исследования П. А. Гринцера отличает широкий компаративистский подход. В книгах об индийском эпосе для прояснения его крайне сложной структуры он демонстрирует аналогии его мотивам в эпосе и мифологии самых различных народов (отнюдь не только индоевропейских). Он широко использует т. н. формульную теорию Пэрри — Лорда и обосновывает первоначально устную природу индийского эпоса. По словам учёного, «не только исторические реалии, но и буквально каждый компонент содержания и формы древнеиндийского эпоса в генезисе своем многослойны и многообразны»[10].

В своём исследовании классической индийской теории поэзии (1987) Гринцер даёт её подробнейшую характеристику и сопоставляет её с сочинениями античных авторов, а также учёных XX века. По его словам, «ценно то, что авторы индийских поэтик, не ограничившись — как нередко это бывает в современных исследованиях — констатацией феномена гиперсемантизации, пытались — и с очевидным успехом — теоретически и практически изучить его механизмы»[11].