Иоанн де Грокейо


Иоанн де Гроке́йо, устаревшее написание — Грохе́о (лат. Johannes de Grocheio, Grocheo) — французский теоретик музыки конца XIII века. Его (единственный) трактат знаменит описанием современной автору музыкальной жизни Парижа.

Биографические сведения об Иоанне де Грокейо отсутствуют. Авторское замечание в (единственном сохранившемся) трактате с условным названием «О музыке» (De musica, около 1300)[1] о «молодых друзьях», помогавших ему в пору каких-то суровых жизненных испытаний (неизвестно каких), возможно, свидетельствует о его незнатном происхождении. Магистр Парижского университета в пору его расцвета, Иоанн де Грокейо впитал новейшие достижения философии и теологии своего времени, в особенности «математических» дисциплин квадривия. В плане трактата и логике рассмотрения объектов музыкальной науки явно просматривается желание подражать философскому учению Аристотеля, в особенности его гилеморфизму[2].

Грокейо даёт собственное амбивалентное определение музыки — как теоретической «науки о числе, отнесённом к звукам»[3], и одновременно практического знания, направленного на обучение музыканта («музыка» как свод дидактических рекомендаций). Иронически отвергая боэциеву «мировую» и «человеческую» музыку («да и кто слышал, чтобы человеческий организм звучал?»), автор предлагает собственную её классификацию. Важнейшие категории в классификации Грокейо:

Уникальна детализация светской музыки Парижа, которая описывается как «простая» (simplex), «гражданская» (civilis) и «просторечная» (vulgaris, т.е. на родном, нелатинском, языке). Выделены три вида стилистически высоких «песен» (cantus) — gestualis, coronatus и versiculatus, и три вида более низких «напевов» (cantilenae) — эстампида (stantipes), рондó (cantilena rotunda) и загадочную «дукция» (ductia)[4].

В обширной классификации музыкальных инструментов («естественным инструментом» Грокейо называет голос человека, «искусственным инструментом» — музыкальный инструмент в привычном нам смысле) автор трактата выделяет виелу как инструмент, обладающий исключительными достоинствами. Он пишет: «Настоящий мастер исполнит на виеле любую песню и любой напев, и вообще любую музыкальную форму»[5].

Среди ценных музыкально-теоретических наблюдений — чёткая дифференциация интервалов на вертикальные и горизонтальные. Для этой цели переосмысливаются традиционные в теории термины «консонанс» и «конкорданс». Термин «консонанс» резервируется только для вертикальных благозвучий, «конкорданс» относится только к горизонтальным. Наконец, Грокейо утверждает, что многоголосная музыка не подчиняется законам ладовой организации церковной монодии (впрочем, альтернативы в виде учения о многоголосных ладах учёный не даёт). Эта констатация — чрезвычайная редкость для средневековой науки о музыке.