Гротовский, Ежи


Е́жи Мариа́н Грото́вский (пол. Jerzy Marian Grotowski, 11 августа 1933, Жешув, Польша — 14 января 1999, Понтедера, Италия) — польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра.

Во время войны вместе с матерью и братом прятался от нацистов. В 1955 году окончил Государственную высшую театральную школу в Кракове. В 1955—1956 учился в ГИТИСе (мастерская Ю. А. Завадского).

В 1965 основал Театр-лабораторию в Вроцлаве. Развивал и воплощал концепцию «бедного театра» («К бедному театру» — так называлась его статья-манифест 1965 года, которая в 1968 году вошла в одноимённую книгу, составленную Эудженио Барбой), стал ведущей фигурой современной сцены.

В 1984 году создал Центр театрального эксперимента и поиска в Понтедере, превратившийся в место встреч мирового театрального авангарда.

Гротовский поставил «Орфея» Жана Кокто (1959), «Каина» Байрона (1960), «Мистерию-буфф» Маяковского (1960), «Сакунталу» Калидасы (1960), «Дзяды» по одноимённой поэме Мицкевича (1961), «Кордиана» Словацкого (1962), «Акрополь» Выспянского(1962), «Трагическую историю доктора Фауста» Марло (1963), «Стойкого принца» Кальдерона — Словацкого (1965), «Apocalypsis cum figuris» (композиция из Библии, произведений Достоевского, Словацкого, Т. С. Элиота, Симоны Вейль; три варианта, 19691973).

Психофизиологическая подготовка труппы в театре Гротовского должна была до предела обострить способности «тотального актера» к отказу от себя, превратить спектакль в акт своеобразного священнодействия.