Грузинская литература


Грузинская литература (груз. ქართული ლიტერატურა) — совокупность письменных произведений на грузинском языке, государственном языке Грузии. Грузинская историческая средневековая литература является важным источником выявления истории региона, однако сохранилась крайне плохо[1]. Самым известным произведением грузинской литературы считается поэма Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Грузинская литература возникла в V веке. Изначально до XI столетие она имела исключительно церковно-религиозное содержание[2][3]. Первый сохранившийся памятник грузинской литературы это сочинение Якова Цуртавели «Мученичество Шушаник» написанный между 475—484[2]. Существует также точка зрение, что самым ранним грузинским произведением является «Житие святой Нины»[4][5][6][7][8], хотя по преобладающему в науке мнению труд написан несколькими столетиями позже. В раннем средневековье были созданы несколько житей и мученичеств[1][9] (агиографические сочинения), некоторые из которых дошли до нас в переработанных редакциях позднего времени[2]. Художественную ценность представляют «Мученичество Або Тбилели» Иоанна Сабанисдзе, созданный в VIII веке, и «Обращение Картли» написанный на рубеже VIII—IX веков. С VII века известен церковно-полемическое сочинение католикоса Кириона (сохранились отрывки на армянском языке).

Первые памятники гимнографической поэзии (песнопения) относятся к VIII—IX векам[10], к X веку этот вид поэзии достигает наивысшего уровня развития[2]. Одним из первых гимнографов был, по всей вероятности, Григорий Хандзтели, живший на рубеже VIII—IX веков[2]. К X веку относится гимнографическое произведение Синайского писателя Иоанна-Зосима «Похвала и славословие грузинскому языку». Среди гимнографов наиболее известны Стефан Сананоисдзе, Иоанн Мтбевари, Иоанн Минчхи, Микел Модрекили и другие.

В XI веке формировалась собственно грузинская историческая литература[11]. Как отмечает Роберт Томсон[en] из Оксфордского университета, грузинская историческая литература развивалась не так как армянская. В отличие от последней в ранних грузинских историях не существует морального идеала, сравнимой с работой Егише, или сложных сочинений масштаба Мовсеса Хоренаци. У грузин самым популярным историческом жанром было житие[12]. Первые грузинские историки — Леонтий Мровели, Сумбат Давитисдзе, Джуаншер Джуаншериани. Грузинские историки, являясь, по большей части приближенными людьми царей, преимущественно ставили своей задачей описание их царствования.

Средневековый романтический эпос «Этериани» сохранился в 70 разрозненных фрагментах устной прозы, поэзии и, по мнению М. Я. Чиковани, создан в X—XI веках. Многочисленные варианты эпоса зафиксированы в различных районах Грузии[13].

От XI века дошла также «Жизнь Вахтанга Горгасала», труд Джуаншера. Автор излагает историю Грузии V века, итоги правления Вахтанга I Горгасала, учреждение католикосата, даёт сведения о печенегах.