Грузовой автомобиль


Грузовой автомобиль (разг. грузовик) — автомобиль, предназначенный для перевозки грузов в кузове или на грузовой платформе.

Грузовой автомобиль с бортовой платформой[1] (просторечное — бортовой автомобиль). Для обобщённого обозначения машин, созданных на базе грузового автомобиля, некоторыми используется термин грузовая техника.

Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году.

Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке), могут быть различной компоновки: бескапотная (кабина над двигателем), капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более), коробкой передач (механической или автоматической), типом двигателя (бензиновым, дизельным, газовым, многотопливным, гибридным), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа, предназначенную для установки разнообразных кузовов и платформ. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой).

Преимуществами бескапотных грузовиков являются лучшая видимость из кабины, обусловленная большой высотой кабины, меньшее количество слепых зон; более высокая маневренность (радиус поворота у такого грузовика меньше). С другой стороны, у капотных грузовиков в случае ДТП моторный отсек становится барьером между водителем и препятствием. Также у бескапотных грузовиков из-за того, что дверь кабины находится на большей высоте, посадка водителя в кабину может быть затрудненной[3][4].

Несущая система большинства грузовых автомобилей выполнена в виде рамы, при этом двигатель расположен продольно спереди, ведущие колеса задние (классическая компоновка). У автомобилей, предназначенных для движения по бездорожью, все колеса ведущие (полноприводная компоновка). Легкие грузовые автомобили (полной массой до 3,5 т) могут выпускаться на шасси легкового автомобиля, тогда их компоновка аналогична компоновке базового легкового автомобиля[5].