Группирование (память)


Группирование или свёртывание (англ. chunking) — мнемонический процесс запоминания больших информационных массивов, включающий: разбивку массива на известные и неизвестные для человека фрагменты; объединение элементов каждого неизвестного фрагмента в единый комплекс, который для памяти становится одним целостным объектом; повторение действий по разбивке и объединению до итогового результата в виде набора ассоциативно связанных объектов памяти, обеспечивающего удобный легкий доступ памяти к содержимому исходного информационного массива в целом.[1] Группировка представляет собой набор базовых известных человеку элементов, которые были объединены и сохранены в его памяти как целостный объект. Такие группировки легче извлекаются из памяти человека по причине их сцепленной известности для него.[2] Есть предположение, что индивиды создают высокопорядковые когнитивные представления элементов в группировках. При этом элементы набора легче помнить в составе целостной группы, чем каждый по отдельности. Способы, которыми индивидуум группирует информационный массив, в значительной степени имеют субъективный характер, и существенно зависят от особенностей восприятия и опыта индивидуума, ассоциируемых с массивом. Размеры группировок обычно варьируется от двух до шести элементов, и часто зависят от языка и культуры.

Феномен группирования как механизм памяти легко обнаруживается в повседневной жизни в особенностях разбивки номеров и информации. Например, для лучшего запоминания числа, такого как 12101946, его цифры группируются в порции 12, 10 и 1946, мнемонически ассоциируемые с днём, месяцем и годом. При этом в памяти это число будет храниться как дата 10 декабря 1946 года, а не как последовательность цифр. Другим примером группирования, иллюстрирующим, также ограничение емкости рабочей памяти, описанное Джорджем Миллером, является запоминание телефонных номеров. Так, номер 9849523450, может быть разбит на группы цифр, следующим образом 98 495 234 50. Таким образом, вместо запоминания последовательности десяти отдельных цифр, длина которой превышает размер рабочей памяти «семь плюс-минус два», запоминаются четыре группы цифр, сформированных из изначального номера.[3]

Группирование может рассматриваться как мнемоническая стратегия, увеличивающая ёмкость рабочей памяти путём объединения элементов вводимой информации в меньшее число смысловых агрегатов[4].

Некоторые исследователи увеличенную таким образом с применением группирования рабочую память относят к кратковременной памяти[5].

Для группирования характерен модальный эффект. То есть, механизм, используемый для передачи списка предметов другому человеку, влияет на число создаваемых порций.