Гуарньери, Камарго


Мо́царт Кама́рго Гуарнье́ри (согласно правилам транскрипции более точная передача фамилии: Кама́ргу порт.-браз. Mozart Camargo Guarnieri; 1 февраля 1907[1][2][…], Тиете, Сан-Паулу[4][3] — 13 января 1993[1][2] или 1993[3], Сан-Паулу[4][3]) — бразильский дирижёр, композитор, музыкальный и общественный деятель, педагог, ученик Л. Бальди и М. де Андраде. Один из самых плодовитых и исполняемых композиторов Бразилии после Э. Вила-Лобоса.

Родители отца прибыли в Бразилию из Италии, точнее Сицилии в 1895 (или 1885[5]) году и в написание фамилии добавили «i» во избежание кажущейся связи с известным скрипичным мастером Гварнери. Отец будущего композитора, Мигел Гуарньери (Miguel Guarnieri), обосновался в Тиете́, где открыл парикмахерскую и познакомился со своей будущей женой Жессией де Арруда Камаргу Пентеаду (Géssia de Arruda Camargo Penteado), происходившей из богатого семейства, основанного 400 лет назад искателем приключений из Испании и индианкой. Мигел Гуарньери был любителем оперы и старшего из своих 10 детей назвал Моцартом, а трём младшим сыновьям дал имена Россини, Беллини и Верди[6]. В зрелые годы, став композитором и осознав значение своего имени, Камаргу Гуарньери перестал его использовать, чтобы, по собственным словам, «не оскорблять Мастера»[7].

Родился 1 февраля 1907 года в Тиете. В 7 лет пошёл в школу, но закончил лишь 2 класса начального обучения. О детстве отзывался, как о самых счастливых временах жизни. Отец всеми силами помогал сыну достичь того, чего сам не смог реализовать. Надежда на то, что вся вложенная в сына энергия даст результат, стала причиной переезда семейства в Сан-Паулу в 1922 году (в 15 лет), где была возможность обучения у лучших преподавателей. В Сан-Паулу на протяжении 3 лет брал уроки фортепиано у Эрнани Брага (Ernani Braga), после чего выбрал другого педагога — Антониу де Са Перейра (Antônio de Sá Pereira). Игре на флейте и скрипке обучал отец. Большую пользу в развитии оказало исполнение произведений для фортепиано всех композиторов в алфавитном порядке от А до С: Баха, Шопена, Моцарта, Рахманинова и других. Был штатным пианистом в кинотеатре, где порой отец аккомпанировал на контрабасе или флейте, после чего до 3 или 4 часов утра играл в кабаре[8].