Хуго ван дер Гус


Хуго ван дер Гус[1], Гуго ван дер Гус[2], Хуго фан дер Гус[3] (нидерл. Hugo van der Goes; около 14301440, Гент — 1482, Одергем) — нидерландский (фламандский) живописец, один из ключевых мастеров раннего Северного Возрождения (наряду с Яном ван Эйком, Рогиром ван дер Вейденом, Хансом Мемлингом и Дирком Боутсом). Для творчества ван дер Гуса, — «великого мастера» наряду с ван дер Вейденом, по позднейшему комментарию Альбрехта Дюрера[4], — характерны важные нововведения: «переосмысленный монументализм, особенная цветовая палитра и индивидуальная манера письма в портретном жанре». Считается, что появление во Флоренции так называемого алтаря Портинари работы ван дер Гуса, произведение имело важное значение для развития искусства раннего итальянского Возрождения. Доставленное в 1483 году во Флоренцию, своим впечатляющим натурализмом и тончайшей техникой масляной живописи это произведение оказало значительное влияние на творчество итальянских художников[5].

Хуго ван дер Гус родился вероятно в Генте (либо в его окрестностях) в провинции Зеландия на юго-западе Нидерландов. Он был членом большой семьи потомственных художников Гента, в которой родились несколько художников, в том числе Питер, Ян и Корнелис. Точная дата рождения Хуго неизвестна, но документально подтверждена его регистрация 5 мая 1467 года в качестве «свободного мастера живописного ремесла» в Генте (Gentse schildersambacht), более поздней Гильдии Святого Луки, в 1473—1476 годах был деканом гильдии[6]. С 1468 года Хуго ван дер Гус занимался в Генте торговлей картинами. 15 августа 1468 года он был назначен «присяжным» гильдии. Он также некоторое время был деканом живописного дела, по крайней мере, в 1474 и 1475 годах. Кроме того, в период 1469—1475 годов он регулярно выступал в качестве гаранта для молодых художников, принимаемых в гильдию[7].

Прежде чем уехать в Италию он несколько лет работал у Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, затем в Брюгге и Генте. Участвовал в украшении города Брюгге в 1468 году по случаю свадьбы герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской. В 1469 и 1472 годах Хуго ван дер Гус отвечал за оформление «торжественных въездов» (Blijde inkomsten) Карла Смелого в Гент. Писал гербы и портреты на праздничных транспарантах. Очевидно, его роль в этих работах была ведущей, ибо по сохранившимся документам он получил бо́льшую плату, чем остальные художники.