Гудков, Михаил Иванович


Михаил Иванович Гудко́в (8 [21] декабря 1904[1], Баку, Бакинская губерния, Российская империя[1] — 19 марта 1983, Москва)[2] — советский авиаконструктор и организатор авиапромышленности, главный конструктор по ряду самолётов (1939—1943)[3].

Родился 8 (21 декабря) 1904 года в Баку в семье рабочего. Окончил школу 2-й ступени. В 1921—1924 годах — студент механического факультета Политехнического института (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия в Баку) по специальности «инженер-механик».

Был призван в РККА, направлен на учёбу в Ленинградскую Военно-теоретическую школу Красного воздушного флота. Учился также в школе красных лётчиков. Служил лётчиком.

После демобилизации в 1928 году, работал конструктором на авиазаводе № 39 (Москва). Затем, в 1930—1932 годах работал на авиазаводе № 1 имени Осоавиахима ведущим инженером и заместителем начальника производства, одновременно учился в МАИ, который окончил в 1934 году (самолётный факультет, по специальности «инженер-конструктор»).

В 1936—1937 годах — заместитель главного инженера и начальник ОТК на авиазаводе № 126 (Комсомольск-на-Амуре). С 1937 года — старший инженер отдела Первого (самолётного) Главного управления Народного Комиссариата оборонной промышленности, а с января 1939 года — старший инженер самолётного (4-го) отдела Первого Главного управления НКАП СССР.

В конце апреля 1939 года — начальник 4-го отдела Первого управления В. П. Горбунов, сотрудники 4-го отдела Гудков и С. А. Лавочкин обратились с письмом к Наркому авиационной промышленности СССР с предложением создать самолёт с использованием нового материала дельта-древесины[4]. В конце мая 1939 года было организовано новое ОКБ-301 при заводе № 301 (Химки, Московская область) для создания самолёта под коллективным руководством Горбунова, Лавочкина, Гудкова. С июля 1939 года главные конструкторы М. И. Гудков и С. А. Лавочкин работают под руководством начальника ОКБ-301 В. П. Горбунова. 29 августа 1939 года вышло Постановление Совнаркома № 243 о постройке 2-х цельнодеревянных самолётов И-301 (по номеру завода).