Гуманитарная академия Вооружённых Сил РФ


Гуманитарная академия Вооружённых Сил Российской Федерации (1991—1994 гг.) — высшее военное учебное заведение Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенное для подготовки военных психологов, военных журналистов, офицеров-воспитателей для всех видов Вооружённых Сил, родов войск, Внутренних войск МВД России и Пограничных войск ФПС России, а также научно-педагогического состава с высшим педагогическим образованием для военных вузов, а также проведения научных исследований в области ряда гуманитарных наук.

7 декабря 1991 г. на основании распоряжения Президента РСФСР и в связи с упразднением в Вооружённых Силах военно-политических органов и политического аппарата частей и подразделений Военно-политическая орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённая академия имени В. И. Ленина была преобразована в Гуманитарную академию Вооружённых Сил Российской Федерации. Начальником был назначен генерал-полковник А. Н. Колиниченко.

В новых условиях основная задача академии состояла в реформировании учебного и воспитательного процесса в целях превращения академии в центр гуманитарного образования в Вооружённых Силах и включения её в общую систему учебных заведений высшего уровня профессиональной подготовки. Реформирование осуществлялось на принципах деидеологизации и департизации, гуманитаризации и гуманизации, приоритетности в подготовке офицерских кадров научно-мировоззренческих, психолого-педагогических и культурологических направлений, дифференцированной оценки результатов труда. Были упразднены кафедры истории КПСС, партийно-политической работы, научного коммунизма, мирового коммунистического и рабочего движения. Кафедра марксистско-ленинской философии стала называться кафедрой философии и религиоведения. Была создана кафедра истории, которая укомплектовывалась за счёт преподавателей упразднённых кафедр.

Учебно-воспитательный процесс был направлен на подготовку помощников (впоследствии заместителей) командиров полков (кораблей) по воспитательной работе; специалистов военно-гуманитарного профиля (политологов, психологов, социологов, культурологов, журналистов и др.) для укомплектования воспитательных органов соединений и объединений; преподавателей гуманитарных дисциплин для военных вузов.

Реформирование учебного и воспитательного процесса происходило не безболезненно. На морально-психологическом климате академии отражалась противоречивость социально-политической ситуации в стране, распад единых Вооружённых Сил СССР, кризисное состояние общественных наук. Многие опытные, высококвалифицированные преподаватели из-за тяжёлых материально-бытовых условий, отсутствия квартир, постоянных задержек с выплатой денежного содержания и по другим обстоятельствам уходили из академии, что влияло на качество учебно-воспитательного процесса.