Гутай (группа)


Гутай (яп. 具体, «Конкретность») — художественное направление и ассоциация художников в послевоенной Японии. Была основана в 1954 году художником Дзиро Ёсихарой. Эта группа художников участвовала в крупномасштабных мультимедийных выставках, спектаклях и театральных событиях, каждым своим появлением подчёркивая взаимосвязь между телом и материей.[1] Данное движение сменило вектор искусства от традиционного к перформативному.

Группа «Гутай» была организована по инициативе художника Дзиро Ёсихары в 1954 году. Сооснователем «Гутай» также являлся другой японский художник — Сёдзо Симамото, давший ей имя («гу» — «инструмент», «способ делать что-то», «тай» — «тело»[2], Ёсихара переводил «гутай» как «конкретный», в противоположность «абстрактному», «теоретическому»)[3]. Официально группа была известна как Gutai Bijutsu Kyokai (художественная ассоциация «Гутай»).

Появившись в послевоенной Японии, «Гутай» подчеркнула важность свободы выражения мнений с помощью использования инновационных материалов и технологий. Группа бросила вызов воображению, изобретая всё новые методы того, каким образом искусство может представить взаимоотношения между телом, материей, временем и пространством. После войны отношение к международному культурному обмену изменилось в лучшую сторону. Поскольку художники группы развивали современное искусство в мировых масштабах, художественная среда того времени стала благоприятным условием для развития «Гутай». Так, например, их работы стали демонстрироваться на выставках в американских и европейских городах.[4] 

В начале 1950-х годов, во времена возрождения современного искусства в Японии, работы Ёсихары были показаны на первых выставках Nihon Kokusai Bijutsu-ten (Международная художественная выставка Японии) и Gendai Nihon Bijutsu-ten (Выставка современного искусства Японии). На выставке «Osaka 1951» Ёсихара и его единомышленники основали Gendai Bijutsu Kondan Kai (дискуссионная группа современного искусства), известную также как «Гэмби». Эта группа служила в качестве мастерской для создания новых форм искусства, объединяя не только восточную и западную культуру, но и современное и традиционное искусство. Своё признание Ёсихара получил, в частности, благодаря интересу в мире искусства к японской традиции, что дало ему возможность принять участие в Salon de Mai в Париже в 1952 году, и снова, в 1958 году, когда после визита Жоржа Матьё в Японию в 1957 году, искусствовед Мишель Тапье де Селейран открыл движение «Гутай» всему миру.

Вместе с послевоенной японской нацеленностью на свободу, целью Соединённых Штатов явилось продвижение абстрактного искусства как помощь в распространении демократии (в отличие от более коммунистического художественного стиля социального реализма). Именно это и помогло распространиться искусству «Гутай».